Дети не выбирают родителей, они принадлежат им фактом появления на
свет.
Для того чтобы воспитывать человека, надо сначала понять, почему и
зачем необходимо воспитывать его. Это не каждому дано.
Семья - это разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок
становится с первого дня своего существования и влияние которого
испытывает на протяжении многих лет, возможно, всю жизнь. Коллектив
семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и
правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют
её психологический климат. В нём формируется у ребёнка восприятие
мира, людей и самого себя. Здесь он приобретает знания, умения, навыки
в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих
отношений. Каким вырастет ребёнок, во многом определяет его положение в
семье.
А что делать, если семью малышу заменяют воспитатели, учителя - люди,
которые протянули руку помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации, которые попросту не стали нужны своим мамам и папам. У таких
горе-родителей есть "занятия" поважней - они пьют, ведут аморальный
образ жизни. Очень часто родители не знают, где находится их ребёнок,
который каждый день просыпается с надеждой, что приедут к нему мама и
папа и увезут домой.
Диму мама оставила одного в квартире в семилетнем возрасте, уехав в
другой район "строить свое счастье", от Алёши мама просто отказалась,
Катя так долго ждала маму, что стала сердиться на неё. Это факты
биографии воспитанников Зырянской специальной (коррекционной)
школы-интерната. Всего здесь обучается и воспитывается 75 человек в
возрасте от 8 до 18 лет. А ещё два месяца назад их было 78. Братьев
Ивана и Азата взял в свою семью их дядя, у которого своих шестеро
детей, но он считает, что никакие условия государственного учреждения
не смогут заменить детям тепло семейного очага. Вернулась в семью
Оксана - она вновь соединилась с мамой, братьями и сёстрами. А сколько
таких детей: с грустными глазами, ждущими ласки, заботы родных людей!?
Очень часто родными становятся совсем незнакомые люди, которые не
растратили тепло, ласку, которые не могут пройти мимо детской
боли.
Особенность детей коррекционных школ, и Зырянской школы-интерната в том
числе, - достаточный уровень самообслуживающего труда, умение
качественно выполнять любую работу по дому, хозяйству. При выходе из
школы-интерната дети получают начальное профессиональное образование,
пополняют ряды трудящихся. Очень многие успешно адаптируются в социуме,
создают свои семьи, воспитывают детей. Но как же им строить отношения в
семье, если моделью "ячейки общества" в лучшем случае служит модель
семьи воспитателя, учителя или другого работника школы-интерната.
Именно эти взрослые учат детей творчеству: вязать, вышивать, работать с
бисером, бумагой, проволокой и т.д. Какие "произведения искусства"
изготавливают воспитанники на занятиях кружков и с каким удовольствием
дарят их тем, кто рядом с ними! Возможно, кто-то из вас, уважаемые
читатели, мог бы получить такой подарок. Возможно, кто-то полон
нерастраченных чувств, готов подарить частичку своего тепла
кому-то из детей, живущих в нашей школе-интернате.
Контактные телефоны отдела по опеке, попечительству и охране прав
детства Тюменского района: 8 (3452) 62-53-28, 62-53-27.
Елена КИЧАКОВА,
социальный педагог Зырянской школы-интерната.