Медиакарта
3:58 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пытливые умы ищут новые знания

Пытливые умы  ищут новые знания
10:50 | 30 мая 2011
Источник: Светлый путь

В середине мая в Нижнетавдинской средней школе прошла районная научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее – 2011». Это мероприятие направлено на выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.

Темы участники выбрали разные, но основная задача проекта – создать новый продукт, результат которого можно представить на обозрение и познакомить с ним широкий круг людей, – сказала Ольга Листова - руководитель информационно-методического центра управления образования.

Ребята работали в двух секциях. В юниорскую вошли учащиеся с пятых по восьмые классы, ребята постарше (девятые-десятые классы) защищались отдельно. Всего заявки на участие подали 22 человека.

Примечательно, что в прошлом году одну работу могла создавать группа авторов, в 2011 же согласно положению исполнителем должен быть только один ученик.

Активное участие в конкурсе исследователей приняли воспитанники Киндерской, Тарманской, Нижнетавдинской средних школ, из которых поступило по пять заявок. Защищали свои работы и ученики Берёзовского, Новопокровского, Велижанского, Новоникольского, Чугунаевского и Тюнёвского образовательных учреждений.

Ольга Александровна отметила, что исследовательская деятельность сейчас очень актуальна, поскольку является одной из основных составляющих новых стандартов в образовании.

Пока ребята готовились к защите своих работ, мы успели побеседовать с некоторыми из них и узнать, какие темы интересуют современную молодёжь и как она обосновывает свой выбор.

-Я впервые принимаю участие в подобной конференции, - рассказал Расул Уразов – ученик десятого класса Тарманской средней школы. – Тема моего исследования «Оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта». Считаю, что на сегодняшний день этот вопрос очень актуален, ведь каждый человек сталкивается с этой проблемой. В России большое количество автомобилей, оказывающих губительное влияние на окружающую среду. Выход из этой ситуации я вижу в переходе на электромобили, геомобили и биомобили, которые гораздо экологичнее современного транспорта.

Проблемам загрязнений окружающей среды уделил внимание в своей работе и одноклассник Расула Идрис Аппасов:

-Я выбрал тему «Утилизация мусора». Отходы занимают огромные территории, свалки, которые существуют повсюду, выделяют токсичные вещества, негативно влияющие на атмосферу. В своём проекте я предлагаю наиболее оптимальные методы утилизации. На мой взгляд, это компост – удобрения, получаемые в результате разложения различных органических веществ под влиянием деятельности микроорганизмов. Получаемые при этом процессе удобрения по качеству на порядок выше, чем широко используемый повсеместно навоз. Лучшим же способом утилизации считаю температурный пиролиз.

Анастасию Бархатову – девятиклассницу из Тюнёвской школы заинтересовал вопрос демографической ситуации на территории своего сельского поселения.

-Когда я училась в восьмом классе, - поделилась с нами Настя, - на уроке географии мы проходили тему о населении России. Мне стало интересно узнать, как на протяжении последних десяти лет изменялась ситуация на родной земле.

Работы ребят старшей группы предстояло оценить жюри, в состав которого вошли Ольга Гоношилова – преподаватель высшей категории из Велижанской школы и Сачиля Баязова – методист управления образования. Возглавляла строгую комиссию Надежда Селивёрстова – учитель высшей категории из Антипинской школы.

Каждому участнику на защиту проекта отводилось по десять минут. Надо отметить, что многие работы оказались интересными и нетрадиционными.

Вот, например, Владислав Гиренко – девятиклассник Берёзовской школы выступил с докладом «ДвКА – частица истории казахского народа».

-Эту тему я выбрал не случайно. Когда на Нижнетавдинской территории поставили памятник ДвКА, мало кто из нас понимал, что это такое. Проведя исследование, я узнал очень интересные факты. Когда-то здесь был колхоз имени Дальневосточной Красной Армии (ДвКА). Основали его в 1938 году переселенцы из Казахстана, которые покинули историческую родину на рубеже 20-30 годов прошлого века в результате коллективизации и голода в своей стране. Люди имели личные подсобные хозяйства. Согласно записям в архиве некоторые держали по три-четыре коровы, каждой семье предоставлялся приусадебный участок размером в один гектар.

Всего шесть лет суждено было просуществовать казахскому колхозу. С началом войны почти все мужчины ушли на фронт, и многие не вернулись. Женщинам и детям оказалось не под силу тянуть хозяйство, поэтому летом 1945 года райисполком принял решение о ликвидации сельхозартели. По словам старожила, жителя посёлка Берёзовка Филиппа Ивановича Медведева, когда его семья переехала сюда жить в 1959 году, тут уже не было казахских семей. Сегодня потомки выходцев из ДвКА составляют костяк диаспоры казахского населения Тюмени.

22 июня 2010 года в день памяти и скорби на месте бывшего казахского колхоза состоялось торжественное открытие памятника, мероприятие собрало около трёх сотен жителей, интересующихся историей.

Краеведение очень близко Владиславу – это его третья работа в данной области, и, возможно, когда-нибудь юный исследователь сделает масштабное открытие в истории родного края.

Совершенно иная тема, но не менее интересная, освещена ученицей девятого класса Чугунаевской школы Марией Барсковой. Девушка представила целый дизайнерский проект, реализация которого значительно улучшит внешний вид школьного двора.

В общем, ребята нетрадиционно подошли как к выбору тем, так и к форме их защиты, стараясь преподать информацию интересно и оригинально. Например, Анастасия Коноваленкова – десятиклассница Киндерской школы начала своё выступление с небольшого видеофрагмента, а защиту организовала под музыкальное сопровождение. Конкурсанты демонстрировали слайд-шоу, читали стихи, отвечали на каверзные вопросы жюри и, порой, теряли нить своего рассказа, сбитые шептанием не самых внимательных слушателей – своих соперников. Тем не менее каждый отстоял свой проект, значит, главной цели всё же достиг.

Поскольку мероприятие предполагало подведение итогов и выбора победителя, имена лучших были оглашены жюри по обеим секциям.

Среди девятиклассников лучшей признали работу Анастасии Бархатовой, изучившей демографическую ситуацию на территории Тюнёвского сельского поселения. Второе место присудили Евгении Алексаниной из Новоникольской школы, которую заинтересовала очень нестандартная тема «Симметрия вокруг нас», третье – Владиславу Гиренко, поведавшему собравшимся о казахском колхозе в районе.

Из десятиклассников первое место заняла ученица Нижнетавдинской школы Наталья Подчувалова, которая провела масштабное исследование кисломолочных продуктов на наличие живых бактерий. Идрис Аппасов со своими идеями по утилизации мусора на втором месте, третье разделили между собой Анастасия Коноваленкова, рассказавшая о киндерском поэте, и Расул Уразов, оценивший количество выбросов вредных веществ от автотранспорта.

В секции «Юниор» первое место занял шестиклассник Аркадий Волков из Новотроицкого с темой «Книга жизни моей бабушки», второе место жюри присудило Рафику Рахимову – ученику шестого класса Киндерской школы («Я буду долго гнать велосипед»), третье разделили между собой киндерские восьмиклассницы Регина Нугманова, исследовавшая вопрос возрождения коневодства в родном селе, и Айгуль Умбитова с работой «От подойника до робота».

Участники районной научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее – 2011» были награждены грамотами, а победители – дипломами управления образования администрации Нижнетавдинского муниципального района.

Рустем РАХМАТУЛЛИН,

Валерий КОМПАНЕЕЦ (фото)