Медиакарта
15:51 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Позвольте возразить!»

О существующей проблеме заготовки дров в районе наша газета пишет постоянно. Только в текущем году этой теме была посвящена критическая корреспонденция под заголовком «Живём в лесу, а дров не добыть», (№14 от 22 февраля) и письмо В.М. Яковлева «Дела не идут, а контора пишет» (№13 от 18 февраля).

За комментариями редакция обратилась к директору Тобольского филиала ГУТО «Тюменьлес» Дмитрию Владимировичу Лезнёву. Мы попросили его ответить не только на вопросы, поставленные в публикациях нашей газеты по проблемам заготовки дров, но и о том, как в конце концов решить их раз и навсегда. А то ведь, действительно, живём в лесу, а дров не добыть.

  • По обращению жителей села Байкалово в редакцию хочу сказать следующее. Действительно, большая часть территории Байкаловского участкового лесничества, а это 84 тыс. гектаров лесного фонда, передано в аренду ООО «Дубрава». В прошлом году арендатор обеспечил дровами часть населения территории.

  • Но по каким ценам?

  • К концу 2009 года стоимость за один кубометр выросла у него до 205 рублей. Почему? Как пояснил руководитель ООО «Дубрава» А.П. Бобров, в эту стоимость включена часть залоговой суммы в размере 70 рублей за каждый кубометр. После сдачи лесного участка при условии своевременной и качественной очистки лесосеки и отсутствии других нарушений, эта сумма лесопользователю возвращается.

Лесничество не имеет законного права регулировать цену, установленную арендатором на реализуемую древесину.

  • Кому подконтролен этот арендатор и с кем выстраивает свои отношения? Какую роль при этом играет Тобольское лесничество?

  • Арендатор строит свои отношения прежде всего с департаментом лесного комплекса Тюменской области. Только департамент лесного комплекса заключает договоры аренды на лесные участки, в полномочия лесничества это не входит. Лесничество же выполняет функции в части планирования, в большей степени осуществляет контроль за арендаторами, которые ведут какой-то вид лесопользования согласно договору аренды. Мы проверяем, не нарушаются ли правила заготовки древесины, проводим освидетельствование лесосеки. В нашем ведении также обязательная проверка выполненных работ арендатором по лесокультурным и противопожарным мероприятиям. Это посадка саженцев, уход за лесными культурами, проведение опашки лесных массивов.

Что касается отпуска дровяной древесины Тобольским лесничеством, здесь мы действуем на основании законодательных документов: лесного Кодекса РФ и постановлений правительства Тюменской области. Эти законодательные акты регламентируют порядок предоставления гражданам лесоучастков в целях заготовки древесины для собственных нужд. К примеру, то же передоверие на заключение договора внесено в целях предупреждения нарушений лесного законодательства.

  • Дмитрий Владимирович, как раз этот вопрос и поднимали жители села Байкалово. Зачем нужна такая круговерть: поездки, беготня, если в этом селе есть своё лесничество? Разве нельзя всё оформление произвести на месте?

  • Вот здесь я смею возра-зить! В связи с изменениями в оформлении купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а также ввода строгой отчётности по заключённым договорам выписка и регистрация их производятся централизованно в Тобольском лесничестве. Но и в этом мы идём на уступки.

Приведу такой пример. Хмелёвское поселение расположено в зоне Байкаловского участкового лесничества. Здесь смогли без проблем оформить договоры на заготовку древесины. В декабре прошлого года глава Хмелёвской администрации Г.И. Богданова обратилась в Тобольское лесничество с просьбой произвести выдачу ей подготовленных квитанций на оплату за древесину. И мы пошли на это. Лесничеством заранее были подготовлены квитанции об уплате. В определённый день наш специалист выехал в это поселение и выдал договоры. Лесосеки на вырубку дров получили почти 50 человек. Этот пример не единичный. В работе по заключению договоров участвуют и лесничие.

И ещё хочу заметить. Договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд подписывается только лично мной. И никаких подписей семнадцати чиновников, как пишут жители села Байкалово, не надо. Волокиты по оформлению документов в нашем ведомстве нет. - И всё-таки проблема отдалённости выделяемых для заготовки дров есть. Об этом говорили жители района на сходах. Как её решить?

  • Согласно законодательству мы не может предоставлять лесосеки где попало, в том числе и за околицей. Не всё так просто, как думают граждане. В среднем это расстояние по району составляет от трёх до 25 километров. Но есть ведь у нас ещё и зелёные зоны, и защитные леса, в которых рубка леса запрещена.

Надо понимать, что для заготовки дров отводится лесной участок, где массив достиг определенного возраста и запланирован под рубку древесины нормативными документами. Лес, как мы знаем, растёт медленно, а рубится ежегодно. Поэтому расстояние с каждым годом растёт. Отдалённость лесосек также связана и с арендой лесного фонда. В результате лесничество отводит участки за пределами арендованной территории на расстоянии 25 километров, как, например, в Байкалово.

Люди должны понять, что мы не можем выделять им лесосеки за их собственными огородами. Но где есть такая возможность, выделение происходит. Некоторые граждане полагают: стоит колок, почему его не вырубить? И незаконно вырубают. Например, житель посёлка Надцы рядом со своим домом в заказнике произвёл незаконную рубку деревьев. Готовые чурки по траектории спускал с горы, и они закатывались прямо во двор. Да ладно бы спилил сухостойную мёртвую древесину, а то ведь погубил сырорастущую, которая и в печи-то гореть не будет. У людей есть ещё такое понятие: раз живём в лесу, значит, деревья можно рубить налево и направо.

  • Скажите, бывает такая ситуация, когда выделенные участки и даже на небольшом расстоянии остаются неосвоенными?

  • Да сколько угодно! На сегодня 900 лесосек не освоено, и не везде лесосеки удалены от населённых пунктов. Есть случаи, когда 50% населения на основании заявленных реестров уже приобрели древесину, а остальная часть в лесничество не обращается, хотя древесина выделяется с одного и того же участка. Спрашиваем у главы сельской администрации: почему? Оказывается, люди купили дрова у этого же арендатора или другим каким-то путём.

Хотелось бы пояснить ситуацию и по отпуску лесничеством деловой древесины для строительства, ремонта домов и надворных построек.

Согласно лесохозяйственному регламенту Тобольского лесничества, ежегодный объём изъятия хвойной древесины на территории Тобольского района, включая арендованные участки, составляет 368 тысяч кубометров. Из них 300 тысяч кубометров расположены в труднодоступных местах с 4-5 классом бонитета, то есть произрастающие в болотистой местности. Деревья эти высотой до 10 метров.

С 2007 года на строительство выделялись участки более доступные и с качественной древесиной. Но сегодня в связи с большим объёмом заготовок выделяем участки в труднодоступных местах. Это я говорю для того, чтобы граждане наши поняли, что лес растёт и обновляется очень медленно.

  • И всё-таки, Дмитрий Владимирович, в ваших силах поменять порядок предоставления разрешительных документов?

  • Нет, не в моих. Чтобы поменять порядок предоставления разрешительных документов для заготовки древесины, нужно внести изменения в лесное законодательство.

А что касается расстояний до лесосек, не всегда устраивающих население, то, думаю, здесь ситуация может измениться с проведением нового лесоустройства, то есть инвентаризации лесов. По Тобольскому лесничеству её проведение запланировано на 2012 год. Но за своим огородом, если это противозаконно, я вам точно говорю, заготовку дров вести никто не будет.