Медиакарта
5:45 | 29 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

ЛюБИТЬ? Нет, только ЛЮБИТЬ!!!

Поговорить о жестоком обращении с детьми накануне 1 июня натолкнул недавний случай. Семилетний мальчик рассказал мне, как его наказывают дома: «Папа поднимает меня за уши и кричит, когда будешь слушаться су…ш». Если сказать, что я испытала ужас, представив всю картину происходящего, значит не сказать ничего. Холод пробежался по моей спине, а всё тело покрылось мурашками размером с хорошую горошину.

Хотя в Международный день защиты детей, когда торжествует солнце и вся планета, не хочется вспоминать о неприятном. Однако спросим у ребят и родителей, а можно ли наказывать детей, и каким должно быть наказание?

В первую очередь мы попросили высказаться тех, кому чаще других приходится сталкиваться с реальными случаями жестокого обращения. Это заведующий сектором по опеке, попечительству и охране прав детства Уватского муниципального района Ольга Константиновна Соловьёва и ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, главный специалист администрации Уватского муниципального района Ольга Яковлевна Игловикова.

О.К. Соловьёва:

  • Семья является основной средой формирования личности. К сожалению, далеко не всегда результатом семейного воспитания оказывается формирование у детей и подростков, а в будущем - молодых граждан нашего общества, положительных качеств. Нередко родители вольно или невольно формируют у детей криминогенные качества, и происходит это вследствие попустительства, вседозволенности или наоборот, грубого и доходящего до жестокости обращения с ребенком.

Я считаю, что в воспитании ребенка, как и во всем, мы должны придерживаться «золотой середины».

Еще один фактор негативного влияния на развитие семейных нравственных качеств - это отрицательный пример родителей, а порой просто равнодушие к своему ребенку.

К сожалению, могу с уверенностью сказать, что неготовность молодых граждан стать родителями (ранняя беременность и роды, необдуманные скоропалительные браки и в последствие - разводы, рост неполных семей) даже более травмирующий фактор, чем сиротство.

В раннем детском возрасте ребенку требуется постоянный близкий контакт с родителями, особенно с матерью: визуальный, слуховой, эмоциональный. Ребенку необходимо, чтобы его брали на руки, общались с ним.

Когда молодые мамы вместо своих прямых обязанностей возиться с малышом, отдают ребенка бабушкам, либо вообще оставляют его одного, а сами занимаются поиском «счастливой» личной жизни в вечернем баре или на дискотеке, осознают ли они, что уже теряют своего ребенка, отдаляются от него. Эмоциональная сфера у ребенка нарушается, а это приводит в свою очередь к устойчивым нарушениям детской психики.

И ещё раз о «золотой середине»: сложнейший аспект семейной педагогики - сохранить равновесие между жестокими и мягкими мерами, положительными и отрицательными стимулами. Избалованный ребенок часто становится нравственным уродом. А грубость и жестокость родителей могут сформировать внешне послушного и исполнительного человека, который на уровне подсознания имеет колоссальный заряд обиды, агрессии и зла. Обеспечение нормальных, доверительных, основанных на любви к детям, условий развития и воспитания - важнейшее направление защиты прав ребенка.

О.Я. Игловикова:

  • Слово жестокость в отношении детей не должно встречаться в нашей жизни вообще. Жестокое обращение - это не только физическое наказание, а лишение детей элементарной заботы: еды, внимания, ласки. Любовь к детям, уважение и понимание - вот основы хорошего воспитания. Нельзя забывать, что дети - это наше будущее. И каким оно будет, зависит от каждого из нас.

В статье 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях говорится, что родители привлекаются к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию и защите интересов несовершеннолетних. Статья предусматривает наложение на родителей законных представителей) административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда или предупреждения.

Сегодня я хочу обратиться ко всем взрослым:

Дайте детству наиграться,

Вдоволь, досыта не вкратце,

Дайте дождиком умыться,

Дайте, как цветку раскрыться.

Дайте детству наиграться,

Насмеяться, наскакаться,

Дайте радостно проснуться,

Дайте в ласку окунуться.

Это мнение официальных лиц. Они действуют и рассуждают в рамках закона. А что происходит в семьях на самом деле? Об этом, конечно же, могут сказать только детки.

Ксюша Л.:

  • Детей нельзя наказывать никогда и ни за что! Иногда бывает, например, так: я иду гулять на улицу, а мальчишки кидают в меня песком, поэтому прихожу домой грязная. Мама меня начинает сильно ругать. А я ведь совсем не виновата. Я на неё обижаюсь, ухожу в другую комнату и плачу.

Руслан С.:

  • Детей можно наказывать, но нельзя бить. Меня за плохие отметки и за не очень хорошее поведение ставят дома в угол. Стоять там неприятно, лучше бы просто поругали и всё.

Рома Б.:

  • Совсем без наказаний нельзя. Я думаю, что если родители говорили бы спокойными словами, не кричали бы и не ставили в угол, то я лучше бы всё понимал. А так иногда я делаю на вред.

Андрей З.:

  • Меня, бывает, наказывают. Это очень обидно. У меня пропадает настроение, и я совсем не хочу слушаться. Детей надо наказывать, но нельзя бить.

Саша С.:

  • Меня наказывают. Больно и неприятно. Когда я вырасту, никогда не буду бить своих детей, потому что это неправильно - обижать своих собственных детей.

Среди опрошенных учащихся была девочка Снежана З. Спросив её, можно ли наказывать детей, она посмотрела на меня с таким непониманием, о чем я её спрашиваю, а потом сказала:

  • А меня дома не наказывают. А что, некоторых детей еще и бьют?!

Тогда на меня налетела ватага мальчуганов, которые закричали:

  • А за что её наказывать. Учится на одни пятерки и в школе слушается.

Значит, наши детки понимают, что плохая учеба и неудовлетворительное поведение могут быть причиной наказания? Или же наоборот, наказание, которое, по мнению детей, необоснованно, может стать причиной плохих отметок и неудовлетворительного поведения? Ведь, наверное, не зря многие из них несколько раз повторили, что их наказывают, а они делают на вред.

Настало время выслушать родителей. Что они думают о наказаниях.

Владимир С.:

  • У меня две дочери. Старшая девочка - послушная и рассудительная, хорошо учится и не доставляет нам никаких неприятностей. Но младшая - это пацан-хулиган в юбке. Сколько она совершает проделок за день. Если за всё наказывать и бить, то мы её уже убили бы. Я категорически против физических мер наказания. Есть много других действенных методов, например, хороший путь к послушанию - отлучение от компьютера на несколько дней. А иногда добрые и нежные слова имеют большее воздействие, чем крик до изнеможения. Еще раз повторюсь, нельзя применять к детям физическую силу воздействия. Подумайте о своем будущем. Ведь не исключено, что когда вы станете старыми и требующими помощь, дети тоже будут применять силу.

Алексей Л.:

  • К своим детям я не применяю физического воздействия. Чаще всего они понимают слова. Уж если совсем плохо с взаимопониманием, тогда лишаю их сладкого или ограничиваю доступ к компьютеру. Хороший метод и главное действенный - отказать ребенку в покупке того, о чем он долго мечтал.

Елена Р.:

  • Да, иногда приходится наказывать своих детей за плохие оценки или недостойное поведение. Бывает, наказываю за непослушание. Если я говорю прийти домой в девять, то и должны приходить в девять. Чаще всего ставлю в угол, бывает, шлепну, но это совсем крайний случай. Старший сын уже больше реагирует на слова, а для младшего пока добрых слов мало. Алёна Ш.:

  • У меня четверо детей. Я считаю, что наказывать необходимо, но при этом помнить, как и за что. Моим детям иногда хватает строгого взгляда, а иногда и стояния в углу мало. Как бы мы не любили своих детей, без мер наказания не воспитать хорошего ребенка. Особенно трудный возраст начальной школы. Иногда дети до такой степени чувствуют себя выше родителей, что и не знаешь как можно привести их в норму. А чем старше дети, тем они лучше реагируют на слова.

Вот такое разное мнение. Официальные лица думают одно, дети рассказывают так как бывает, а родители находятся в постоянном поиске более действенных методов воспитания. Примечательно, но мамы применяют наказание к детям чаще отцов. Или мы считаем, что нам дано право унижать и бить их? По-моему - серьезная тема для размышления.

Лариса ФИЛАТОВА