Медиакарта
5:43 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Наша классная – самая классная!

Наша классная – самая классная!
10:55 | 01 июня 2011
Источник:

Рискованное дело или связующая жизни нить?..

Галина БУРОВЦЕВА /фото автора/

На исходе учебного года в Голышманово завершился конкурс классных руководителей. Из одиннадцати участников на очный этап вышли пятеро лучших. Демонстрируя свой опыт работы, успехи учеников, они рассуждали и о проблемах воспитания подрастающего поколения.

Педагог школы №2 Елена Усольцева выпустила уже четыре класса. Есть профессиональные навыки, есть желание продолжать работу с детьми. «Конкурс – это возможность проанализировать, подвести итоги. Когда выложили с ребятами на стол все их награды за победы в олимпиадах разных уровней, осталось мало свободного места – это радостно для меня: ученики достаточно успешны!

И все же многое пришлось переосмыслить, слушая других классных руководителей, советы методистов отдела образования, появились новые задумки», – поделилась Елена Владимировна. На мастер-классе она строила школьную планету, таким образом подводя итоги учебного года. Трудности – это тучки, которые иногда закрывают небо, а важные, добрые дела ее нынешних семиклассников – лучики солнца, помощники – это бабочки и т. д. Насколько будет тепло, уютно и интересно жить на этой планете, зависит от классного руководителя. «Сегодня я объясняла на уроке новую тему, на следующем смогу оценить их знания. С воспитанием все иначе: только через годы мы с ребятами поймем, хорошим я была классным или нет»…

И все же главной задачей школы, особенно в последние десятилетия, считалось образование. Как подтверждение – море программ, учебных планов, методических пособий, предметные экзамены. Родители проверяют оценки в дневнике ребенка, но не каждый знает, почему у него появился низкий балл по поведению. «Некоторые взрослые ухмыляются, когда заговоришь о воспитании. Оглянись, говорят, что вокруг творится – теракты, жульё, стрельба, сулят даже конец света, а ты о чести и совести?! Но если не будем должным образом воспитывать детей, станет еще хуже. Преграда этому одна, и называется она воспитанием. Нередко родители балуют своих чад, убирают за ними, исполняют любой каприз, стараются не замечать плохих поступков, особенно если ребятишки способны в учении. Но как же вырастут они добрыми, чуткими людьми?» – таким было предисловие Анны Толстых из Гладиловской сельской школы. Для нее быть воспитателем – значит сеять в детских душах благодать. Она работает учителем математики уже 33 года. «Правда, пару лет была завучем, но поняла: административное дело – не мое, – рассказала Анна Давыдовна в перерывах между этапами конкурса. – В прошлом учебном году я как классный руководитель в шестой раз взяла пятиклассников. Три мальчика и девять девочек. С одной из учениц изучали типы темперамента для ее исследовательской работы, и выяснилось, что в нашем классе восемь ребят – холерики, а это темперамент выдающихся людей! Древний философ Ипокрит сказал: воспитание детей – самое рискованное дело. Ибо в случае удачи оно приобретено ценой большого труда, а в случае неудачи – горе, не сравнимое ни с каким другим. Прошли века, но актуальность проблемы не уменьшилась. Плох тот педагог, от разговора с которым ребенку не становится легче». Коллегам и жюри она продемонстрировала фрагмент часа общения. «Если дети, вернувшись домой, расскажут о нем родителям, значит, я добилась результата», – такой критерий оценки выбрала для себя классная.

Эти педагоги вышли в финал с высшим и равным количеством набранных баллов. «У нас сформировались навыки, как оценить деятельность учителя, но нет четких критериев оценки эффективности работы классного руководителя. Такой конкурс для нас – это, прежде всего, творческий поиск. В следующем учебном году думаем провести конкурс классных руководителей в каждом образовательном учреждении района, поскольку новые образовательные стандарты выводят на первое место формирование личностных качеств ребенка», – поделилась планами председатель жюри Вера Мелюханова. А Светлана Иванова, методист отдела образования, отметила: «Любовь к детям понимают все по-разному. Обычно она бывает тревожная и снисходительная, а должна быть внимательная и спокойная. Радуюсь, что наши классные руководители могут смотреть на ребенка внимательно, спокойно и мудро. Увы, в школе это бывает не очень часто. На мой взгляд, классный руководитель – отдельная работа. Когда этим занимается учитель-предметник, во главу угла он ставит преподавание своей науки, воспитание вторично. Было бы хорошо, если бы с переходом на новые стандарты образования в школу пришли специалисты по воспитанию детей. Сегодня в конкурсе участвовали возрастные классные руководители, которые отработали в школе не один десяток лет, и это повод задуматься. Не хватает технологий, ориентиров воспитательной работы на уровне района. У нас единственный психолог – в коррекционной школе. Нет валиологов, служб сопровождения классных руководителей. Завучи по воспитательной работе – это те же учителя-предметники. Педагоги-организаторы чаще занимаются организацией школьных массовых мероприятий».

Имея личный опыт родителя, смею сказать: при всем разнообразии развивающих программ детям в школе так хочется внимания и понимания учителей. И добавлю: каждые пять лет после окончания школы (итого скоро сорок?!) мы с однокашниками встречаемся на классном часе, рассказываем о себе. По-прежнему строго старается смотреть на нас «классный» – Григорий Федорович Кустиков, но мы-то знаем: он добрый и всепонимающий…