«Запрещенные солдаты»
Издательство «Тюменский курьер» и газета «Уватские известия» проводят совместную акцию «Запрещенные солдаты» - о наших земляках, оказавшихся в фашистском плену.
Материалы для этого проекта - из хранящихся в архиве карточек военнопленных. Как мы полагаем, многие из тех, на кого при пленении были заполнены карточки, домой не вернулись. И, скорее всего, для своих родных они так и пропали без вести. Информация в карточках достаточно скупая, но все-таки можно установить, когда и где солдат попал в плен, в каких немецких лагерях он содержался, а также (есть такие примеры) когда умер и даже где в Германии он похоронен.
Возможно, мы даже в этом уверены, что кто-то в наших селах и деревнях до сих пор помнит о пропавших на войне 65 лет назад красноармейцах. У кого-то остались дети и есть внуки.
Возможно, мы опоздали!
Признаюсь, эффективность этого поиска очень мала. Пожалуй, даже меньше, чем сверка карточек с базой данных одного из немецких сайтов, который выставил в Интернете списки 700 тысяч военнопленных, умерших в гитлеровских лагерях.
Участники проекта нередко поправляют тексты, составленные по трофейным карточкам. «Нет в деревне Черемшанка Алексея Ильича Лабасова, - пишет из Абатского района бывшая учительница истории Любовь Петрусевич. - Речь идет, я думаю, о Лобузове Алексее Илларионовиче. И в плен он попал не 6 июля, а 16-го и не в Латвии, а под городом Бердичев»…
Очень может быть, что Любовь Андреевна совершенно права. Потому что мы имеем дело с двойным переводом текстов, которые торопливой рукой занесены на карточки военнопленных. Сначала пленного опрашивали немцы, вряд ли владеющие русским языком, и уж как бог на душу положит записывали их имена-фамилии, незнакомые названия деревень и сёл. А через двадцать лет, когда эти карточки решено было перевести и с неведомой нам целью разослать на места, советские переводчики переводили их с немецкого снова на русский. Судя по всему, выполнить задачу было велено в кратчайшие сроки. Ну и что получилось?
Словом, что-то не могли разобрать на слух немецкие писаря, что-то - переводчики, когда расшифровывали готические каракули. А что-то и сами эти переводчики, как говорится, на фоне усталости, обрабатывая в полном смысле этого слова миллионы карточек, сумели привнести.
Рафаэль ГОЛЬДБЕРГ
Сегодня мы публикуем списки наших земляков. Судьба одного из них уже давно известна - это Черкашин Александр Иванович, 1922 года рождения, уроженец деревни Ялба. О его судьбе и пребывании в плену рассказано в книге «Золотые имена». Судьбы других воинов, попавших в плен, выживших или погибших в застенках и концентрационных лагерях, не известны.
Уважаемые земляки, восстановим память о погибших, расскажем потомкам о их отцах и дедах.
Уватский район
Вальков Алексей Александрович. 1896 г., с. Уват. Рядовой 4-го СП. Попал в плен 18 февраля 1944 г. в нас. пункте Пасенька.
Воронцов Василий Дементьевич. 1923 г., д. Нижний Роман Уватского района. Призван Уватским РВК 1 ноября 1941 г. Рядовой 811-го СП 229-й СД. Попал в плен 1 июля 1942 г. под г. Харьков (??). Лагеря: шталаг 326 (VI-К), шталаг XII-F, Форбах (5.02.43). Лагерный номер 107157. Освобожден американскими войсками в мае 1945 г. После фильтрации в ПФЛ № 234 направлен в 215-й арм. зап. СП 61-й армии.
Вторушин Никита Маркелович. 1914 г., д. Чернякова, ныне Уватского района. Призван Уватским РВК 28 июля 1941 г. Рядовой 771-го СП 137-й СД. Попал в плен 25 октября 1941 г. под ст. Навля Орловской обл. Освобожден советскими войсками 7 мая 1945 г. После фильтрации в ПФЛ № 284 - Освенцим, Польша, зачислен в 175-й трофейный батальон.
Мокроусов Алексей Семёнович. 1910 г., д. Солянка, ныне Уватского района. Образование 5 кл. Счетовод колхоза им. Буденного. Призван Уватским РВК 8 августа 1941 г. Помкомвзвода 22-го зап. СП, г. Куйбышев. В октябре 1941 г. с маршевой ротой направлен в 475-й СП, г. Малоярославец. Попал в плен 16 октября 1941 г. Бежал в январе 1942 г., вступил в партизанский отряд «За Родину!». Отряд в декабре 1942 г. вышел в расположение советских войск. Направлен в 202-й зап. СП, г. Ярцево Смоленской обл. В октябре 1943 г. зачислен во 2-ю отд. стрелковую бригаду. Тяжело ранен и демобилизован. Вернулся в Уватский район. В августе 1949 г. осужден по указу от 4 июня 1947 г. («о колосках») на 10 лет ИТЛ.*
«Смоленский областной партийный архив. 11 февраля 1949 г. Архивная справка. Мокроусов Алексей Семёнович, рождения 1915 года, по картотеке личного состава партизанских отрядов и бригад значится: старший сержант-командир отделения 3-й роты 2-го батальона 2-й Клетнянской партизанской бригады с 9 июня по октябрь 1943 года... Выписка из приказа 10-й армии № 0779 от 5.12.1942 г. о награждении медалью «За боевые заслуги». Получена Мокроусовым в 1944 году.»
(Из фильтрационного дела А.С. Мокроусова)
** Так в документе.