Медиакарта
0:30 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Один день из жизни кадетов

Один день из жизни кадетов
13:36 | 30 марта 2010
Источник: Слава труду

Начало шестого часа мартовского утра. Ночь ещё не сдалась, но на востоке светлая полоска уже появилась. Село погружено в сладкий предутренний сон. Сухой морозец, обычный для этого времени года, прогоняет остатки сна и заставляет ускорить шаг. Спешу в Аромашевскую среднюю школу. Сегодня у воспитанников специальных факультативных классов (СФК) «Беркут» и «Юность» будет очень насыщенный день, который я решил провести вместе с ними.

Думая, что приду первым, ошибся с точностью до наоборот: к 5.30 все курсанты, решившие испытать себя в прыжках с парашютом, их руководители и автобус были уже на месте и можно было смело отправляться в путь. Но время «Ч» назначено на 6.00, а здесь всё строго, по-военному.

Мальчишки, разбившись на группы в школьном коридоре, возбуждённо общались. Они хорошо знали, что ждёт впереди, и, наверное, в их кровь по капельке уже начинал поступать адреналин. Внимательно к ним присмотревшись, я не увидел ни одного заспанного или равнодушного лица, несмотря на столь ранний час.

Время отъезда приближалось. Закончив подготовительные дела, в коридор вышел Александр Николаевич Левенков, руководитель СФК «Беркут», и сразу же прозвучали отрывистые, чёткие команды:

– В одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно! По порядку номеров рассчитайсь!

И, приняв доклад от последнего, спросил уже совсем по-отечески:

– Все шагнут?

Получив утвердительный ответ, добавил:

– Я в вас верю.

Чтобы не отвлекать ребят, мы с руководителем СФК «Юность» Юрием Николаевичем Субботиным направились к автобусу. Глядя на ровные столбики дыма, поднимавшегося из труб котельных, остановились и порадовались безветрию и предстоящему хорошему деньку, но подошедший Александр Николаевич развеял наши иллюзии:

– Звонил в Ишимский Авиационно-спортивный клуб (АСК), прогноз снова неутешительный: ветер обещают сильный, особенно после обеда.

В 6.00 заполненный аромашевскими кадетами автобус отправился со школьной стоянки. Светлая полоска на востоке превратилась к этому времени в алое зарево.

За окном автобуса менялись пейзажи. Задутые по «плечи» в низких местах кустарники, обильно украшенные утренним инеем, сменяли не менее нарядные берёзы, верхушки которых уже блестели в первых солнечных лучах. Сосны радовали глаза зелёной свежестью. Всё это сопровождалось монотонной музыкой мотора. И уже через час убаюканные будущие парашютисты спокойно спали, удобно устроившись в мягких креслах. Это тоже было немаловажно: если они спокойны перед ответственным шагом, значит, психологически к нему готовы, а это заслуга руководителей.

Первое построение у стен Ишимского авиационного спортивного клуба было проведено в 9 часов. После этого началась предпрыжковая суматоха, которую усиливало присутствие кадетов из Бердюжского района. Сегодня была их очередь, наша прошла в минувшую субботу, тогда прыжки отменили из-за погодных условий.

Пока парни проходили медкомиссию, привыкали к весу парашютов и получали инструктаж, я побеседовал с начальником АСК А.Л. Мякишевым. На проходившем в Литве чемпионате мира он стал абсолютным чемпионом по всем видам упражнений, и 9 февраля текущего года ему присвоено звание заслуженного мастера спорта.

– В нынешнем году нашему клубу исполняется 30 лет. За это время у нас подготовлено два мастера спорта международного класса, 27 мастеров спорта по парашютному спорту, и ещё 10 заслужили подобное звание в самолётном, – рассказал Александр Леонидович. – Но основным направлением, согласно Уставу, является работа с молодёжью, подготовка ребят к службе в армии. Ишимский АСК обслуживает 13 районов. Сейчас хорошую помощь нам оказывает администрация Тюменской области, по чьей инициативе созданы кадетские классы. Есть парни, которые серьёзно занимались в этих классах, прошли у нас парашютную подготовку и поступили в Рязанское десантное училище. В последнее время парашютную подготовку проходят много девушек. За два с половиной месяца текущего года, исключая праздничные и актированные дни, у нас уже побывали 2500 детей, и это всё по плану. Так что клуб востребован, несмотря на то, что парашютный спорт является экстремальным, хотя в нашей практике (постучал по дереву) из-за отказа техники трагических случаев не было.

Работает клуб и со взрослым населением, выполняя коммерческие взлёты. Для тех, кто захотел воплотить в жизнь мечту детства и прыгнуть с парашютом, за вполне приемлемую цену такую возможность предоставят. Достаточно отказаться от покупки сигарет по цене 17-20 рублей, и за год накопится сумма на шесть прыжков.

Когда юноши прошли все обязательные мероприятия, 24-х аромашевских курсантов поделили по весу на две группы, или, как здесь говорят, на два взлёта. В 11.30 «первый взлёт» занял свои места в самолёте. Здесь на детских лицах я впервые увидел напряжение. Ещё бы, до первого прыжка оставались считанные минуты. У меня задача была проще: как можно точнее определить место их приземления и постараться сделать удачный кадр.

Самолёт, сделав круг, набрал нужную высоту, и от него отделилась первая черная точка, над которой почти сразу раскрылся белый купол. То место, где он приземлится, и будет примерным местом посадки остальных. На языке мастеров-парашютистов это почему-то называется «выброска на мясо». Как выяснилось позже, первым покинул самолёт Святослав Шихов. Спешу туда. Ещё один круг и в воздухе один за другим раскрываются парашюты. Одиннадцать ровных куполов подувший ветер нёс на поле, прямо на меня.

Спрашиваю о первых впечатлениях, отвечает Павел Вдович:

– Первые секунды вообще ничего не чувствовал, ждал рывка, а его всё не было. Посмотрел вверх, а купол уже раскрытый, быстро расчековал запаску и начал смотреть по сторонам. Когда приземлился, тогда меня переполнили радостные ощущения. Захотелось немедленно повторить прыжок.

Подошли только что приземлившиеся курсанты. Общаясь между собой, приходят к выводу, что в воздухе парашютом управлять легче, чем на подвесной системе в спортзале, и гораздо интереснее.

«Второму взлёту» повезло меньше: их ветром отнесло в кусты и расположенную вокруг них низину. Обильно росший здесь в летнее время репей зимой отлично задерживал снег. И хотя посадка у них была мягче, зато выносить парашюты, которые весят более 20 килограммов, пришлось, глубоко проваливаясь в снег: когда оттуда выбирались бердюжские девчонки, им было по пояс.

Сложив парашюты в сумки и выбравшись на натоптанные дорожки, ребята подходили к холодному зданию клуба, приводили снаряжение в порядок и получали готовые парашюты для следующего прыжка. А ветер меж тем всё усиливался. К тому времени, когда произвели последнюю выброску, его скорость составляла более 10 метров в секунду. И если спуск и приземление прошли для всех удачно, то потом началось непредвиденное. Купола, наполненные тугим ветром, гаснуть никак не хотели и, как соломинку, тащили за собой приземлившихся почти со скоростью ветра. К счастью, в этот день выполняли точно такую же программу солдаты из ишимского полка ВДВ, с их помощью удалось укротить парашюты, но до этого большинство ребят уже протащились за ними по колючему снегу, мелким кустам и колючкам значительное расстояние. Никто не пострадал, но впечатлений добавилось. Делились ими в раздевалке спортклуба, вытряхивая снег и прошлогоднюю траву из складок и карманов на одежде. И даже после этого все с надеждой ждали, может быть, погода смилуется, и им удастся сделать ещё хотя бы по одному прыжку. Но ближе к вечеру пошёл плотный снег, и ветер усилился. Пришлось уезжать. Анатолий Яковлевич Чурак, водитель автобуса Новопетровской средней школы, повёз уставших, но довольных и гордых школьников домой.

Закончился насыщенный событиями и впечатлениями день. И как бы не сложилась в дальнейшем жизнь этих ребят, точно одно: они всегда будут помнить свой первый шаг в небо и благодарить за него своих наставников.

С. Степанюк. Фото автора.