Медиакарта
9:20 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Особо опасный груз

Особо опасный груз
12:14 | 07 июня 2011
Источник:

Юрий МАШИНОВ

Евгений КРАН /рис./

В Федеральном законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» об этом сказано одной строкой: перевозка опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов». Без специального разрешения недопустима.

А уж если закон нарушается, то вступает в силу Кодекс административных правонарушений. Наказания довольно суровые: штрафы – водителю до 2-х с половиной тысяч рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев, должностному лицу – от 15 до 20 тысяч, юридическому – от 400 до 500 тысяч рублей. Автору неизвестно, насколько исправно действует этот механизм. Пока мы говорим несколько о другом.

Начнем с тяжеловесных грузов. Дороги в нашем Отечестве слабые. Они строятся по СНиП 3.06.03-85 – то есть документу без малого 26 лет. За это время нагрузки на автодороги значительно возросли. Многотонные фуры буквально выдавливают из-под себя полотно. Потому в стране разработана система возмещения вреда – если масса машины превышает 8 тонн, а нагрузка на ось более 5 тонн, то за это надо платить.

Проблема выскочила, как черт из табакерки. Костромская прокуратура оспорила действия своего губернатора, дескать, в соответствии с федеральными законами на дорогах для определения массы транспортных средств нельзя применять мобильные, передвижные весы, а только стационарные. Разнеслось по городам и весям. В присутствии автора этих строк ответственный за это дело человек из Управления автомобильных дорог Тюменской области для прояснения ситуации звонил в Москву, оттуда прозвучало: да, нельзя пользоваться передвижными автомобильными весами.

Но имеется определение Верховного суда Российской Федерации: глава администрации области сам в пределах областного законодательства решает вопросы управления госимуществом, в том числе функции по сохранности дорог.

Губернатор В. Якушев 24 января сего года подписал постановление №11-п, в соответствии с которым установлен размер вреда от превышения предельно допустимой массы транспортного средства на 100 километров пробега. Суммы составляют от 240 (5 тонн) до 231460 рублей при превышении норматива на 190 и более тонн. Как правило, грузоотправитель сам добровольно вносит эти деньги, плюс 1000 рублей за оформление соответствующего разрешения. Для выборочного контроля на региональных дорогах используют мобильный прибор.

В итоге в областной бюджет внесено: 3,3 миллиона рублей в 2009 году, в прошлом году – 6,3 миллиона, нынче планируют получить 8 миллионов. Не очень большие деньги, но если иметь в виду, что это результат только одного мероприятия управления автодорог, то это и впрямь весомо. Оформлением документации занимается инженер-дорожник в третьем поколении Сергей Юрков. Действует он весьма оперативно. Причем выдает разрешение на перевозку негабаритных грузов. Негабаритный груз, как правило, тяжеловесный. Естественно, при перевозке наносит ущерб дорогам. Одно время за это брали деньги, которые поступали в бюджет региона. Тысячу рублей заплатил за разрешение – и езжай на все четыре стороны. Правда, иной раз много времени уходит на оформление. Механик одной фирмы (назвался Владимиром) рассказывал:

– Это у вас тут, в Тюмени, без проблем: значит, пишешь в городской департамент по строительству заявку, получаешь платежку, оплачиваешь – и будьте любезны, дней через 5-6 вся документация у вас на руках. А вот мы в Туркмении построили газопровод, возвращаемся в Тюмень с негабаритным грузом, то есть с вагончиками. Надо проехать 11 губерний, шесть из них – в Средней Азии. Там пока разрешительная система только разрабатывается. Ладно, прибыли в порт Туркменбаши, бывший Красноводск, оттуда Каспийским морем в порт Оля в Астраханской области. И далее – сушей. Опять пошли согласования. Короче, только на подписание бумажек ухлопали около месяца. А как тяжело приходится в ЯНАО! Транспортируем «негабарит» из Ноябрьска в Тарко-Сале. За разрешением надо добираться до Салехарда! Только так. На местах вопрос не разрешим. И все исключительно по ФЗ «О дорожной деятельности»…

Никто не спорит, процессы «прокладки курса» и наложения виз надо ускорять. Не зря ведь на всей спецтехнике устанавливаются модемы ГЛОНАСС/GPS, у каждого предпринимателя имеется персональный компьютер. Если от сей киберфишки никакого толку, то зачем огород городить?

Автор уверен, без волокиты нельзя, она порой бывает полезна. Например, Тобольскому НХК потребовалась ректификационная колонна. По спецзаказу ее изготовили в Южной Корее. Доставляли по Индийскому океану, далее – по Суэцкому каналу, потом транспортировали до Архангельска, оттуда в Тобольск пришли Северным морским путем по Оби и Иртышу на теплоходе класса «река – море». Тут и началась канитель. Эта колонна имеет невиданные размеры и вес в 1300 тонн – человек рядом с ней похож на вермишель в супе. В Отечестве нет ни техники, ни организации, занимающейся такими делами. В Италии обнаружилась компания PANALPINA.

Погрузили колонну на две уникальные платформы – в общей сложности 192 оси, на каждой по четыре колеса. Требуется проехать всего-то 20 километров от порта до комбината. Выяснилось: под транспортной развязкой «негабарит» не проходит. Тогда спроектировали и построили объездную дорогу. На момент транспортировки демонтировали ЛЭП, газопроводы, дополнительно укрепили железнодорожный переезд. И далее никаких проблем. Потому что всё согласовали.

О подобном случае рассказал писатель и журналист, автор киносценариев Денис Драгунский. Но там закончилось трагедией. По реке доставляли груз в город Красноармейск. Тоже оборудование для химзавода. Баржу построили, специальную платформу смонтировали, реку углубили, два моста временно демонтировали, вкупе и ЛЭП. По ходу дела грузоотправитель и грузополучатель перезванивались:

– Отправили колонну?

– Всё о,кэй, неделю назад пошла. Завтра, глядишь, дойдет.

Пришла баржа к городу Красноармейску. А там её никто не ждет. Потому что там нет завода химических удобрений. Завод есть в городе Красногвардейске. На другом конце карты.

Стали искать виновных. Нашли. Девочку-секретаршу. Печатая бумагу, она перепутала название. Красногвардейск, Красноармейск – ведь, правда, похоже? Начальник главка поставил визу. Все остальные тоже расписались. Причем когда говорили с заказчиком, то звонили куда надо. Там ждали. Здесь доставляли.

Виновницу наказали. Её лишили квартальной премии. Она плакала. Могла бы сапожки купить. А ту колонну так и бросили на берегу, посчитали нерентабельно транспортировать на другой конец карты.

Пора переходить к опасным грузам. К таковым в РФ относится 30 процентов всего перевозимого. Кто-то утверждает, что всего 20 процентов. В Финляндии к опасным грузам причисляют 70 процентов транспортируемого имущества. По словам начальника Управления автодорожного надзора Ространснадзора Юрия Нежелина, при перевозке опасных грузов ежегодно случается 450 – 500 инцидентов. При этом наибольше число происшествий (72%) – в населенных пунктах. Тревожно!

Информация того же Ространснадзора: «Тонны опасных грузов везутся в неподходящих машинах (ибо подходящих просто нет) или на подвижных единицах, которым давно пора «на пенсию».

В странах Европы для перевозки опасных грузов отведены персональные, так сказать, магистрали. Ясно, нам не до жиру. Дороги общего пользования лежат в ямах и колдобинах. Это я не о региональных дорогах Тюменской области, они в большинстве значительно лучше федеральных.

Вообще-то по опасным грузам особых проблем нет. МВД давненько приняло решение: «С учетом того, что в настоящее время в РФ практически завершена установка дорожных знаков, регламентирующих движение транспортных средств с опасными грузами, и Правилами недостаточно конкретизирован случай перевозки опасных грузов в сложных дорожных и метеоусловиях, указанием департамента ОБДД МВД РФ №13/2-21 от 15.02.2007 года исключено из практики требование об обязательном согласовании с подразделением Госавтоинспекции маршрутов перевозки опасных грузов…»

Кто видел эти регламентирующие знаки? И кто должен «конкретизировать» правила? Александр Сергеевич Пушкин? Говорят же, «если не запрещено, значит, разрешено». Дорожная полиция Германии тут же арестует водителя автомобиля с опасным грузом, находящегося за рулем на несколько минут больше разрешенного времени. Наказание – до двух лет тюрьмы. Кто в Тюмени видел этот тахограф? Хотя ещё пять с лишим лет назад вышло правительственное постановление насчет обязательной установки.

Но тогда, в 2007 году, МВД оставило за собой регулирование перевозки особо опасных грузов. Их список тоже солидный, включает 9 классов: взрывоопасные, ядовитые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные, отравляющие газы… На днях газеты сообщали, что в Костромской области в результате столкновения автомобиля с поездом опрокинулись 10 цистерн с метанолом. Опаснейший груз! Сколько в стране народу погибло от метанола за последние годы? Совсем недавно на турецком прогулочном катере от него же пострадали российские туристы, трое уже отправились на тот свет.

Какая нынче складывается практика? Скажем, надо тюменскому предпринимателю-перевозчику доставить особо опасный груз из уральского Златоуста в город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа. Представившись специальным корреспондентом центрального журнала, каковым и впрямь являюсь, звоню в «разрешительный» отдел Челябинского УГИБДД. И мне очень легко отвечают:

– Обращайтесь в пресс-службу ГУВД.

Такая кухня в нашей Отчизне: не велено чиновникам в погонах и без оных общаться с журналистами. Момент не безвыходный. Итак, я генеральный директор фирмы «Хайм унд Кнехт Ltd» – первое в вывеске имя моего друга детства, второе – собственный сценический псевдоним, «элтеде» – то же самое, что наше ООО. Так что же мне этакое вредоносное транспортировать? В списке ООН под №2451 нашел продукт. Звоню, представившись бизнесменом:

– Мне бы, значит, согласовать … это… азота трифторат…

Я даже не договорил.

– 1 марта 2011 года вступил в законную силу ФЗ РФ «О полиции», в соответствии с которым согласование маршрута перевозки особо опасных грузов исключено из практики Госавтоинспекции.

Сержант, майор, полковник – не вижу, кто там, на том конце провода, похоже, просто озвучил заранее заготовленный в МВД текст. Потому что слово в слово сошлись ответы из ГИБДД Курганской, Свердловской и Омской областей. Понятно, «Хайм унд Кнехт» не обошел и УГИБДД Тюменской области – ничего нового: «исключено из практики».

Что же это получается? Шофер тормозит у детского садика машину, «фонящую», как три Фукусимы, и ничтоже сумняшеся отправляется искать ближайший трактир на предмет перекусить.

Раньше в ГИБДД надо было представить маршрутный лист, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, аварийную карточку, свидетельство о соответствующей подготовке водителя. Причем маршрут не должен проходить через крупные населенные пункты, вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных и лечебных учреждений. Стоянка разрешается исключительно в специально отведенных местах, расположенных не ближе 200 метров от жилых строений и мест скопления людей. В Правилах перевозки так и сказано. Но…

Но вышло постановление Правительства РФ №272 от 15.04.2011 года о новых Правилах, которое начинает действовать 25 июля с.г. Правда, пункт 3 документа вступает в силу только через 12 месяцев. Что за пункт такой? Читаем: «Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и настоящими правилами».

Чем же нас не устраивает сие соглашение, которое любо более чем ста странам мира? Или не годится на данный момент, а ровно через год опять станет здоровски хорошим? Я нашел предпринимателя, бизнес которого состоит только в том, что он согласовывает маршруты и получает разрешения на перевозку тяжеловесных, негабаритных и опасных грузов. Тем и живет. Представился Давыдом:

– Не знаю я, кто лучше ГИБДД может согласовывать маршруты. Лишь у них вся информация о дорогах различных категорий и ведомственной принадлежности, все автомобили регистрируются у них. Ну, может, МЧС… Однако в случае ЧП, не приведи Господь, без ГИБДД никак не обойтись. Всё МВД примчится. А уж о дорожных знаках, запрещающих перевозку опасных и особо опасных грузов в Тюмени, в других городах и весях области, должна, безусловно, побеспокоиться ГИБДД – это её прямая обязанность.

Почему же опасные и особо опасные грузы остались безнадзорными? По секрету автору поведали: хотят, чтобы наша новая полиция начала с чистого листа, а согласование и разрешение всегда соблазнительны в плане коррупции. И якобы «сыр с маслом и черной икрой» нынче передаются Министерству транспорта РФ. Полиция будет прозрачной, но замутится структура транспорта. Автор не ведает, как бороться с коррупцией, – не моего ума дела. Читатель точно знает, как.

Значит, впредь станет заниматься разрешительными делами транспортное ведомство? Точных указаний нет. Информация из надежных источников: губернатор Курганской области, обеспокоенный ситуацией с перевозкой вредных для здоровья граждан веществ, отправил министру транспорта РФ И. Левитину депешу с пожеланием исправить ситуацию. Самого письма я не читал, но ответ, думаю, ещё не поступил, иначе сие стало бы известно через Интернет всем и каждому.

…Третью неделю на арсенале в Башкирии рвутся снаряды. Знатоки утверждают: сдетонировали при погрузке. Куда грузили? На автомобили? На железнодорожные платформы? Отправься машины или вагоны дальше, боезапас взорвался бы где-то в ином месте. Медицинский факт: у нас всегда что-нибудь рвется.

Земляков из числа мнительных весьма беспокоят стальные магистрали, которые проходят через всю Тюмень с запада на восток. Перевозят всё, в том числе опасные и особо опасные грузы. И очень радует нас факт, из которого следует, что правительство нашей области и Свердловской железной дороги подписали оферту о переносе части Транссиба южнее, на поля. А на месте путей протянется проспект с безобидными яблонями и сиренями. Когда это претворится в жизнь, народ желает знать. И не только об этом, о многом другом в сфере безопасности жизни.

Случись катастрофа, виновного мигом найдут и накажут: в войсках – это рядовой солдатик, на железной дороге – стрелочник, в конторе, конечно же, юная секретарша – и она опять останется без модных сапожек.

И все-таки самый опасный груз – это камень на сердце. У кого оно есть.