Текст Аркадий Кузнецов
Очередные, третьи губернаторские чтения, проходившие в Тюменской областной научной библиотеке, были посвящены культуре. Уже в теме дискуссии она была решительно названа «условием модернизации страны». Очевидно, что на столь высоком уровне обсуждение культурных проблем происходило впервые.
–Уже не первое десятилетие звучат разумные речи о необходимости избавиться от восприятия культуры как остаточного явления, находящегося на периферии более важных дел и забот, – открыл чтения губернатор Владимир Якушев. – Культура – совокупность всех мыслей и действий. Плоды человеческих усилий, к чему бы они ни прилагались, будь то запуск крупных инвестиционных проектов или благоустройство собственного двора, борьба с коррупцией или выстраивание отношений в семье, прежде всего зависят от культурного фактора.
Слово становится делом
Тему подхватил основной докладчик чтений главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Прежде всего, он перечислил несколько «культурных кризисов», одновременно наблюдаемых в нашем Отечестве: идеологический, моральный и психологический. Первый связан с недостатком идеалов, второй – с падением нравов, третий – с «дремучестью» народа, зачастую живущего по средневековым понятиям. Вспоминается радищевское «чудище, обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Только это уже не художественный образ, а реально уничтожающее страну состояние.
Достаточно сказать, что 70 процентов жителей России считает положение дел в ней несправедливым, причём это не зависит от их материального статуса. Социологи отмечают крайне высокую терпимость к насилию, о котором так много информации, что россияне перестают на неё реагировать. 77 процентов людей не доверяют никому, кроме своей семьи, следовательно, не доверяют государству, партнёрам по бизнесу и товарищам по работе. В быту это можно наблюдать на примере взаимной подозрительности покупателей и продавцов.
–Испокон веков понятия «правда» и «справедливость» были основой общественного устройства России, – напомнил собравшимся Даниил Дондурей, – если они исчезают – рушится общество, и разрываются человеческие связи, в том числе семейные. Недостаток смысла жизни возмещается потребительской психологией, которая оправдывает все варианты наживы, в том числе коррупцию.
Затронул докладчик и проблему «раздвоения сознания», вытекающую из-за повсеместного употребления криминального жаргона. На блатной фене говорят все – от депутатов до артистов, так что же удивляться, что общественные отношения строятся по принципам уголовного мира? Всё же не стоит забывать, что «в начале было слово». Комментируя этот посыл, краевед Александр Петрушин напомнил, что «половина России в своё время сидела в лагерях, а другая половина её охраняла. Отсюда такие явления, как аргонизация русского языка со стороны деклассированных слоёв общества и другие негативные факторы». Он не ждёт от культурной полемики сиюминутного эффекта, но верит в будущее России, которое по праву должно принадлежать умной молодёжи.
Способом победить несправедливость могла бы стать благотворительность, проявление, так сказать, социальной ответственности, а попросту человечности. Но Россия по этому показателю занимает 138 из 153 возможных мест. Широта русской души постепенно становится мифом, как и богатырская удаль... Видимо, это не слишком тревожит «творческих» людей, стараниями которых страна вышла на первое место по производству сериалов. Причём их героев рождает по преимуществу всё тот же криминал – бандиты, благородные и не очень, жертвы преступного мира, сыщики, надзиратели и все, те, кого способна породить скудная режиссёрская фантазия. Ещё одна причина и следствие нашего морального нездоровья.
Точка опоры и рычаг модернизации
«Ценностным посохом», по выражению Даниила Дондурея, для слегка охромевшей и переставшей различать ориентиры России должна стать именно культура, не только в рамках творческого процесса, но и любом виде деятельности. Для начала всем было предложено навести порядок в своих головах, и, прежде всего, переломить отношение к состоянию культурной среды.
–Какая культура, такая и экономика, власть, гражданское общество, школы, больницы, дороги, подъезды, – утверждает Владимир Якушев, – такие и дети, а, значит, будущее. Нужно сначала изменить мозги: об этом свидетельствует опыт всех великих модернизаций – европейской, американской, японской, китайской…
Человеческое сознание меняли Пётр I и Александр II – мануфактура и флот, промышленность и железные дороги, независимые суды и земства, военные победы и научные достижения возникали как результат перемены в умах. Перемены необходимы здесь и сейчас, иначе разговор о модернизации снова уйдёт в песок, как не раз бывало в нашей истории. Культура представляет живую ткань, и военно-полевая хирургия здесь неуместна.
До недавнего времени понятия «культура» и «модернизации» практически не сочетались, более того, некоторые идеологи противопоставляли их. Сегодня на государственном уровне говорят о совершенствовании культурной сферы уже как об условии полноценного существования страны. Этого мнения придерживается и наш губернатор: «Мы слишком часто прикрываемся ссылками на великих, чтобы не думать, как выглядим сами. Только увиденное без розовых очков поможет определить ресурсы для модернизации. Они есть и в России, и в Тюменской области как её органичной и уникальной части».
Для этого нужно мобилизовать все силы общества, а не только «бедных» в прямом и переносном смысле культпросветработников. Экономисты и бизнесмены, нувориши и гламурные дивы должны понять, что если сейчас не заняться духовной сферой – Россия исчезнет. Возрождать духовность - не обязательно размашисто крестясь на людях, можно начать с малых дел: посетить какое-нибудь близлежащее «гетто», пресловутые «общаги», хорошо сохранившиеся и в благополучной Тюмени. У каждого есть возможность оценить житейские «перспективы» растущих там детей и вспомнить, что ещё совсем недавно у всех живущих на этой земле были практически равные возможности. А вечером, расслабляясь в джакузи, стоит задуматься, чем помочь своему народу.
–Большинство россиян уверено, что «наша жизнь от нас не зависит», – считает Даниил Дондурей, – помощь людям считается прерогативой государства, для которого гражданин стал даже не производителем ВВП, а назойливым получателем социальных услуг. Патриотизм обязательно предстаёт с гранатой, пулеметом или рогаткой... Сопоставьте это со статистикой – половина браков распадается, каждый четвёртый ребёнок рождается вне полноценной семьи, а средняя продолжительность жизни мужчин - 55 лет. Среди наших «достижений» – второе место в мире по самоубийствам и шестое по детскому суициду плюс 2,5 миллиона наркоманов.
Катастрофу мировоззрения и моральную деградацию можно, точнее, должно преодолеть. Для этого каждому нужно опереться на внутреннюю культуру, вспомнить, чему нас учили в детстве, определиться в современных условиях с тем, что такое хорошо и что такое плохо. Людям изначально свойственны взаимовыручка и сострадание, история показывает, что они могут сохранять человечность и в более «диких» условиях. Следует просто начать жить по совести и показывать в этом пример окружающим.
Встретимся в будущем
Губернаторские чтения носят и практический аспект: чаще всего он формулируется в докладах оппонентов, представляющих местную общественность. Свои «апрельские тезисы» представила Валентина Семёнова и Алексей Ушаков из Тюменской академии культуры, а также Татьяна Латышева из «нефтегаза», образовав симбиоз «физиков» с «лириками». Впрочем, работники культурной отрасли давно освоили алгебру с геометрией – отчёты о проделанной работе пестрят графиками, логарифмическими функциями, статистикой и процентными соотношениями. Всё направлено на то, чтобы доказать: год от года растут усилия, направленные на «окультуривание масс». Становится ли от этого более культурным население – вопрос открытый.
Финансирование отрасли, в частности музеев, в Тюменской области действительно ежегодно возрастает, но их социальная функция постепенно отмирает. Музеи становятся местом, где можно провести немного времени, если у вас есть для этого хорошая компания, а на улице, к примеру, идёт дождь. Валентина Семёнова, как директор разрабатывающего музейные технологии, посетовала, что экскурсионная работа снижается, с 2007 года прекратились лекции, зато возрастает число мероприятий-тусовок, как, например, «Музейная ночь». Губернатор сразу отреагировал на это, сказав, что отсутствие лекционной работы приводит к «деградации работников» музеев. Он выразил готовность стать первым посетителем лекции, разработку которой тут же предложил осуществить специалистам музея.
Преподаватель актерского мастерства, а по совместительству кандидат медицинских наук Алексей Ушаков был в своём выступлении более эмоциональным. Он сказал, что испытал потрясение, практически впервые услышав из уст руководителей региона слово культура, и согласился с тем, что невозможно противопоставить её экономике. «Образование всегда являлось лишь механизмом для достижения цели, – напомнил доцент кафедры режиссуры, – сейчас оно зачастую является самоцелью. Будущее страны в руках молодёжи, и Тюмень - один из ведущих регионов страны по количеству дипломированных специалистов, но возможностей применить свои знания крайне мало. Кроме того, культурная составляющая образования сведена к минимуму, а разве может хорошо руководить специалист, не умеющий грамотно говорить по-русски?»
Содокладчик предложил в качестве регионального образовательного компонента использовать культурные инициативы. Необходимо бороться с навязанным телевидением и глянцевыми журналами образом «успешного человека» – накачанного протеинами быка-производителя без комплексов и тормозов. «Уровень государства определяется отношением к детям, старикам и инвалидам, - убеждён доктор Ушаков, –предлагаю программу социального театра, который будет объединять зрителей разных физических возможностей, даже слепых». Поддерживая Алексея, модератор чтений Станислав Каспэ выдвинул гипотезу: «Если верно утверждение о том, что против культуры в России есть заговор, то в Тюмени ему зреет симметричный ответ!»
Ещё больше поразила темой своего выступления доцент кафедры социологии нефтегазового университета Татьяна Латышева. Речь пошла об антагонистических субкультурах российской молодёжи - «готах» и «гопниках». При внешней противоположности они отражают одну тенденцию – маргинализацию некоторых слоёв нашей молодёжи, уход от жизни общества, который сопровождается девиацией – отклонением от норм поведения. Вообще терминологии в докладе было с избытком: даже не думал, что смысл существования личностей в спортивных штанах, которые пьют по подъездам пиво и лузгают тонны семечек, можно объяснять при помощи высокой латыни.
Распространение этих молодёжных субкультур объясняется в том числе классовыми причинами, ведь наше общество продолжает расслаиваться по материальному уровню. «Группировки по интересам» решают задачи социального исключения и одновременно интеграции. Не нашедший себя в «большом» мире подросток ощущает комфорт в компании похожих сверстников, подсознательно стремится подражать им, а в чём это проявляется – в наколках «Не забуду мать родную!» или крашеных волосах - уже не так важно.
«Гопники» - наследники беспризорников 20-х годов, в основе мировозрения которых лежит агрессивное отторжение культуры и образованности. Хотя к этой группе относятся в основном малообеспеченные слои, в последнее время, на фоне популяризации криминала, дети состоятельных родителей проявляют свой протест, примыкая к стану «нормальных пацанов». Современная экспансия гопкультуры позволяет говорить о существовании антикультурного поля, объединяющего около 30 процентов провинциальной молодёжи. Если говорить о готах, то они способны наносить вред лишь самим себе, культивируя тотальное отчуждение. Но оба эти движения говорят о культурном бегстве и самоисключении молодёжи из общественной жизни.
«Не факт, что выглядящее ужасно является таковым, – резюмировал модератор чтений Святослав Каспэ, – но абстрактной молодёжи не бывает, а зная причину поведения конкретного гопника, можно пытаться его модернизировать». В этом его поддержал и Владимир Якушев – когда молодая активистка посетовала на слишком пристальное внимание к деклассированной молодёжи, губернатор ответил: «Мы много делаем для реализации творческого потенциала молодёжи, например проводим в Тюмени всероссийскую «Студенческую весну. Но и тех, кто пока не нашёл себя в жизни, бросать не собираемся – это наши дети!»
–Основные общественные болезни порождаются человеческим сознанием, – подвёл итог губернаторских чтений на встрече с тюменскими журналистами Даниил Дондурей, – в ситуации неотвратимой глобализации важно сохранить национальную идентичность, чтобы российская культура не ассимилировалась, а сохранилась вместе с татарской или северо-кавказской. Базой здесь является сохранение национального языка во всем его величии, а на игре взаимодействия традиций будет строиться большая политика. Один из основных вызовов российской цивилизации – сохранив культуру, интегрироваться в мировое сообщество. Уметь где-то притормозить, а где-то убыстриться, где-то быть снисходительным, а где-то нажать и проявить силу. Как поводырь у слепого, который должен понимать, куда и зачем движется, с какой скоростью и кого ведёт.
Технология баланса будет основным цивилизационным вызовом нынешнего века, и если его не будут соблюдать, произойдёт то, что мы видели на Манежной площади.
Мнения тюменцев, посетивших губернаторские чтения, были противоречивыми, и это естественно, учитывая, что задачей мероприятия было возбудить полемику. «Мы находимся в непростой ситуации – ищем своё место в мире, – говорит председатель тюменского отделения Союза театральных деятелей Владимир Орёл. – Раньше двигались в рамках социалистической идеологии, а к ней можно и нужно относиться по-разному, сейчас стоим на распутье. Но стоит ли изобретать велосипед? Пора обратиться к вечным ценностям». Помощнику главного режиссёра театра кукол Любови Чмутиной было «приятно, что проблемы культуры в обществе подняли на столь высокий уровень», однако главным она считает «не заболтать эту тему, а потратить силы на реальные действия».
На губернаторских чтениях много говорили о том, что в нашем обществе исчезают или мутируют моральные табу. Самая серьёзная опасность для развития страны, когда в обществе нет единого мнения по поводу того, что считать нормой, а что - патологией. Нравственность заменяется двойной моралью, а экономические механизмы только усугубляют такое состояние дел. Сложно понять, насколько далеко «зашёл процесс», но общество и политическая власть уже осознают эту угрозу. Значит, у нас есть шанс...