Медиакарта
13:15 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Реформы в сфере образования

Реформы в сфере образования
08:58 | 14 июня 2011
Источник: Светлый путь

Для большинства участников образовательного процесса вопрос «Нужны ли инновации и преобразования уже традиционному и устоявшемуся?» является риторическим. Но, увы, невозможно не признать, что мы целиком и полностью зависим от прогресса и современного подхода ко всему.

В 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях произошло внедрение федеральных государственных стандартов (ФГОС) начального общего образования. О том, как они реализуются в школах Нижнетавдинского района, мы узнали у заместителя директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Нижнетавдинская средняя общеобразовательная школа», куратора пилотного проекта Елены Ивановны Андреевой. Узнали также мнение педагогов, работающих по стандартам второго поколения.

–С 1 сентября 2010 года в начальной школе были введены новые стандарты обучения. Чем они особенны?

–Новые стандарты – это совокупность требований, которые являются обязательными при реализации основных образовательных программ. Если раньше целью образования являлось усвоение учащимися знаний, умений, навыков, то в соответствии с новыми стандартами важно не просто дать школьнику необходимые знания, а научить его применять их в различных ситуациях. Дети должны уметь свободно ими пользоваться, реализуя в жизни. Учебный процесс в первых классах организуется на основе программ «Начальная школа. XXI век» под редакцией Н.Ф. Виноградовой и «Перспективная начальная школа» автора Н.А. Чураковой. Ещё одно новшество стандартов – это внеурочная деятельность, которая является обязательной и входит в состав учебного плана. На неё отводится десять часов в неделю, вторая половина дня. Отмечу, что по новым образовательным стандартам пока отработали только учителя первых классов Нижнетавдинской школы. Это Вера Александровна Бугра, Оксана Степановна Шаламова и Лариса Ивановна Соловьёва.

–Как проходила подготовка к проекту?

–Предварительно была проведена оценка условий учащихся, материально-технической базы учреждения, информационно-методического обеспечения. Исследовались кадровые ресурсы: были предъявлены требования к квалификации педагогов. Что касается работы учителя по подготовке и внедрению ФГОС, то изначально была создана творческая группа из педагогов, работающих с первыми классами, составлена рабочая программа при помощи методистов. Затем каждый преподаватель провёл в своём классе педагогическую и психологическую диагностику. Будущие занятия выстраивались с учётом особенностей детей.

Давайте спросим у самих педагогов, как изменилась методика их работы в новых условиях.

Лариса Ивановна Соловьёва.

–У каждого учителя свои методы, приёмы обучения и подход к учащимся. Весь учебный процесс направлен, в первую очередь, на развитие личности детей, формирования у них навыков саморазвития, самообучения, и всё это с учётом их возрастных особенностей. На уроках очень много групповой работы, в парах, часто используются дискуссии. Мы учим детей правильно говорить, объяснять, слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения. Что касается внеурочной деятельности, то она проходит по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, воен-но-патриотическому, общественно полезному и проектному.

–Как организованы внеурочные занятия?

–Спектр деятельности учащихся широк. Много подвижных игр, дети занимаются в спортивных и творческих кружках, ходят на экскурсии. И всё это делают в коллективе, они объединены общим делом. В проведении дополнительных занятий мы сотрудничаем со специалистами центра дополнительного образования, детско-юношеской спортивной школы, детской библиотекой, музеем. Для ребят организовано двухразовое горячее питание.

–Какие первые результаты получены в процессе работы по новым стандартам?

На этот вопрос ответила Вера Александровна Бугра:

–Первый опыт имеет положительные стороны. Первоклас-сники безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Внеурочная деятельность создала возможности для организации индивидуальной работы с учащимися и всестороннего развития личности. Большинство родителей отнеслись положительно к продлённому режиму дня, потому что их дети заняты полезным, интересным делом.

–Значит, опасения, что для ребёнка дополнительные часы – это нагрузка, нет?

–Занятия во второй половине дня проходят в развлекательной, игровой форме, ребятишки на них отдыхают.

–Новые стандарты касаются начальной школы. Не создаст ли это сложности при переходе ребёнка в старшие классы?

–На мой взгляд, сложностей нет. Начальная школа – это фундамент, где закладываются самые основные понятия, знания, умения, навыки. При переходе на старшую ступень им не нужно перестраиваться, тем более что с нового учебного года образовательные стандарты второго поколения вводятся во всех первых классах учреждений района, а в Нижнетавдинской средней школе по ним начнут работу ещё вторые и пятые классы.

–Кроме учебной, какую-то дополнительную литературу в работе используете?

–Отдельно мы приобрели контрольные тетради по русскому языку и по математике, по ним решаем проверочные и самостоятельные работы, используем также комплексные пособия, по которым дети отвечают на вопросы по всем предметам. Что касается учебной литературы для первоклассников, то её закупает школа, все дополнительные материалы обеспечивают родители.

–Вроде бы, всё хорошо и гладко. И всё-таки, какие есть минусы?

–Нет достаточной, полной оснащённости учебной и вспомогательной литературой. Внеурочная же деятельность, на мой взгляд, должна быть более организованной, продуманной, например, для занятий декоративно-прикладным искусством нужно отдельное помещение. Для детей необходима другая обстановка, атмосфера. Наверное, это два отрицательных момента.

Для учителей начальной школы, планирующих работать в первых классах в 2011-2012 учебном году в условиях ФГОС, прошёл семинар-практикум, организованы обучающие курсы по подготовке к работе по новым стандартам.

Федеральные государственные стандарты второго поколения задают новые ориентиры развития системы образования. Да, есть первый опыт, результаты, установлен план последующей реализации проекта, говорить же о будущих итогах пока рано. Будет ли во всём этом прок, покажет время.

Елизавета КУН,

Валерий КОМПАНЕЕЦ (фото)