Медиакарта
14:26 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пути-дороги Дергунова

Пути-дороги Дергунова
11:03 | 14 июня 2011
Источник:

Юрий МАШИНОВ /фото автора/

12 июня районному центру Голышманово исполнится 100 лет. Он возник во время строительства железной дороги Тюмень – Омск в 1909 – 1911 годах. По проекту трасса должна была пройти несколько южнее, но местные богатые купцы, заинтересованные в сохранении благодатных имений, упросили путейцев уклониться чуть-чуть – через деревню Катышку. Тут поставили станцию, в окрестностях которой и возник сегодняшний населенный пункт. Короче, на карте два Голышманово – рабочий поселок и одноименное село.

Поселок креп и расширялся. Накануне юбилея здесь сдали новую школу, благоустроили парк, пустили пешеходную улицу. Даже, как в большом городе, имеются туристские маршруты.

В рабочем поселке получили путевку в жизнь много хороших людей – судьба разбросала их по всей области, но все поддерживают надежную связь с малой родиной. Голышмановское землячество прописалось в Тюмени. Об одном из многих его представителей рассказ.

Виктор Дергунов строил многоэтажный дом. Стали копать котлован под фундамент. И тут прибежал экскаваторщик:

– Семеныч! Там такое!

Дно котлована было покрыто крупнозернистым песком вперемешку с гравием, тут и там топорщились закрученные, как бараний рог, иссиня- белые ракушки. Откуда среди болот ракушки? Хотя эта местность по Московскому тракту значилась как самая высокая в округе точка над уровнем моря. Океан тут плескался во времена оны? Да, много миллионов лет назад здесь волновалось море. Его северный берег лежал у нынешнего полуострова Тазовский, а южный – здесь, под ногами Дергунова.

На его богатых растительностью берегах паслись стада мамонтов, овцебыков и диких лошадей. Древний тюменский мужик, добив увесистой дубиной прародителя индийского или африканского слона и втащив в пещеру положенную филейную часть, был так же счастлив, как начальник ДСУ-1 Дергунов, сдавший в эксплуатацию многоквартирный дом и избавивший рабочих от рабской очередности на жильё.

И вскоре по Московскому тракту образовался целый микрорайон дорожников: жилые дома, спорткомплекс «Дорожник», оснащенная оборудованием по последнему слову техники медико-санитарная часть, преобразованная впоследствии в поликлинику. Нынче в домах живут не только дети, но и внуки тех рабочих-новоселов. Все нынешние «автодоровцы» и их домочадцы отмечают: теперь, в эпоху дикого капитализма, квартиру в очередном порядке уже не получишь. Купить за деньги – да, но какие нужны «бабки», за всю жизнь не заработаешь, сидя за рычагами дорожной машины.

С вводом нового дома в эксплуатацию задача во всей полноте не решалась, требовался ещё, как минимум, такой же. Дело в том, что на жилье претендовали люди, которые давно отработали свое, и из числа ныне работающих в списке нуждающихся в квартирах насчитывалось 96 человек. Ну, пенсионерам дали квартиры, городу – полагающиеся ему десять процентов. Короче, далеко не все труженики трасс обзавелись жильем, многие по-прежнему обитали в бараках. Их-то, бараки, и наметили к сносу, чтобы на этом месте возвести пятиэтажки.

Снесли один барак, второй, третий. И четвертый начали убирать с лица земли. А тут жили две женщины – мать с дочерью. Последняя выписалась из барака и уехала в Нижневартовск. Там вышла замуж, родила ребенка и… развелась. Затем вернулась на прежнее место жительства. Мама её справила новоселье, а дочь не желает сосуществовать с родительницей. Уже барак отключили от электричества, крышу снесли, только шифер оставили над строптивой северянкой. А она ни с места.

И Дергунов бил челом перед городскими властями, чтобы раздобыть для разведенки однокомнатную квартиру. Нашел в Ленинском районе. Но, чтобы получить объект на руки, пришлось отработать – заасфальтировать некую территорию. Снесли несчастный барак, ставь себе, Виктор Семенович, дом! Увы, как черт из табакерки, выскочила другая проблема: микрорайону необходим детский садик.

Приступили к осуществлению проекта. Вот как вспоминает ту пору Виктор Семенович Дергунов:

– Во-первых, следовало раздобыть один миллион штук кирпича. В Тюмени и в ближайшей округе кирпич – материал дефицитный, фондовый. Отправился в город Нижний Тагил. Тут кирпича сколько угодно, но взамен просят новый автокран и бульдозер. Что ж, дали. А мы к этому моменту как раз всю старую технику поменяли на новую. Где взяли? Отблагодарил начальник Главтюменьгеологии Фарман Курбан-оглы Салманов. Главк создавал под селом Новоникольское свое подсобное хозяйство, это в десяти километрах от водолечебницы на озере Ахманка. Понятно, и автомагистраль обязаны были проложить сами же геологи. Но это им, проходчикам недр, не с руки. Дороги построили мы, ДСУ-1: от существующего тракта при селе Велижаны по самому узкому месту Тарманских болот до Ахманки и далее на Новоникольское. Раньше сюда добирались исключительно на самолетах марки «кукурузник». Привели мы дорогу – и аэропорт закрыли. Как впоследствии избавились от дорогостоящего аэродромного хозяйства в Нижней Тавде, Викулово, Аромашево, Маслянском, Армизонском, Бердюжье: есть дорога с твердым покрытием – значит, необходимость в воздушном транспорте отпадает.

Салманов, царствие ему небесное, выделил нам по десятку бульдозеров и экскаваторов, самосвалы, автокраны, трал, автобус. В общем, появилась техника и для бартера, и для нормальной работы.

Но до всего этого произошел судьбоносный разговор между прежним начальником ДСУ-1, инженером-дорожником №4 в Тюмени И. Тебякиным и новым начальником автодорожного объединения Ю. Куренковым.

– Ты, Иван Федорович, гигант – со своими молодцами проложил в нашей области первую сотню километров асфальтированных дорог. Т-а-акие награды от Родины! А экскаваторщика, кавалера ордена Ленина Мякишева никак квартирой не можешь обеспечить.

– А зачем Николаичу квартира? Он на Крестьянских местах живет: значит, сад, огород, баня под яблоней.

– По моим сведениям, устал механизатор хату дровами топить, воду из колодца ведрами тягать. Мечтает о квартире.

– Мечтать не вредно… И вообще, только дай любому квартиру – моментально уволится, ведь работа на трассе не сахар.

– Дети машинистов к вам же придут.

– Не буду строить.

Так и поругались два достойных и уважаемых человека. Тебякин написал заявление об увольнении за месяц до пенсии. На должность начальника ДСУ-1 назначили В. Дергунова. Но дорожная карьера продвинулась в Голышманово. Там руководителем местного ДРСУ был В. Смолин. Дергунов у него – главным инженером.

И все же большая жизнь начиналась совсем не с автомагистралей. О них тогда и понятия не имели. Родители Витьки трудились на элеваторе, в домашнем хозяйстве водились гуси, куры, поросята, овцы, конечно же, и корова с теленком. На тех, кто не держал корову, односельчане смотрели косо, дескать, ленивый. Определение «ленивый» было, пожалуй, самым нелицеприятным в Голышманово. И если бы дозволила мама, то Виктор запросто доил бы буренку. Но мать справлялась сама: отдашь скотину в чужие руки, так ведь можно испортить напрочь – не даст молока.

Однако дойкой ему пришлось заниматься в довольно взрослом возрасте.

Дергунов, монтажник-наладчик местного отделения Сельхозтехники, ведет инструктаж для доярок на ферме деревни Батурина.

– Вымя помыли? Смотрите сюда, – наставляет Виктор Семенович. – Пару вакуумных штучек с левой руки сюда, к соскам, так, чик, чик – готово, теперь стаканы с правой руки: чик-чик – всё в порядке. Нажимаем эту кнопку – и дойка пошла. Увидите в трубочках: пузыречки пошли в агрегат – отключаете. Вот эта пуговка. Всем всё ясно? Это насос, создающий вакуум, это – вакуумные стаканы.

Засматривались на парня ядреные доярки… Потом парень окончил Тюменский инженерно-строительный институт, ныне строительно-архитектурный университет. Стал большим руководителем, получил орден, удостоился званий почетного дорожника и заслуженного строителя России. Ясно, что нынче он, Дергунов, по праву Виктор Семенович – муж, отец, дедушка. Сидим с ветераном, вспоминаем старые добрые времена.

…На столе у Дергунова, директора дирекции строящихся дорог, задрожал от неожиданности телефонный аппарат внутренней связи.

– Собирайся, – приказал начальник автодорожного управления Ю. Куренков, – через полчаса выезжаем на мост. Свою машину оставь здесь, поедем на моей.

Да, в последнее время всё внимание уделялось этому сооружению у деревни Иевлево. Понятное дело, как-никак объект на весьма значимой для развития нефтегазового комплекса Западной Сибири автомагистрали Тюмень – Тобольск – Усть-Балык – Сургут. И вообще, четыреста лет ждет народ этого моста. Все эти годы в летнюю пору действует паромная переправа. В пору половодья и ледостава движение по трассе Тюмень – Тобольск прекращается. – Проектно-изыскательские работы здесь провели в 1953 году. К осуществлению проекта приступили в 77-м. К моменту, когда дирекцию возглавил Дергунов, значительная часть объекта была выполнена в натуре, оставалось сделать надпролетные сооружения, проложить подъездные пути – хотя, конечно, тоже не баран чихал. Основная дорога прошла мимо старого Тобольского тракта, пересекая обширные болота, оставляя в стороне деревни Иевлево, Караульный Яр, Шатаново, Аксарин, Бачелино, Сорокино, то есть от стрящегося моста прямо на село Байкалово. Со времен Ивана Грозного не затихал на старом тракте кандальный звон арестантов, перегоняемых в глубь Сибири. В Березово и Сургут в тридцатые годы прошлого века пешком и на подводах этапировались раскулаченные крестьяне, а затем, после присоединения к СССР Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии, отправлялись на Север неблагонадежные, с точки зрения властей, граждане этих мест.

На строящемся иевлевском мосту дирекция держала своего человека, так сказать, «смотрящего» – то есть старшего инженера Николая Максимова, ежедневно докладывающего о происходящем.

Вот что случилось намедни. Подводные работы на третьей опоре шли к завершению. Дно котлована, рассчитанное на прием двадцати одной свай-оболочки, почти сухое, в резиновых сапогах, во всяком случае, не замочишь ног. Даже не верится, что там, за шпунтовой стенкой, течет река Тобол. Тыкаются, поди-ка, об ограждение остроносые стерляди. Уже монтажники из 36-го и 87-го мостоотрядов, демонтировав распорки, отправились на ужин. И тут случилось: из нижнего угла котлована зафонтанировала вода – она прорвала тампонажный слой, так называемый подводный бетон.

Фонтан усмирили, уровняв давление воды в котловане и в реке – то есть затопили котлован. Дыру в подводном бетоне заделали, но заодно пришлось залить всё крепчающим раствором стержни арматуры, к которым «цеплялся» фундамент.

Сразу же за допущенный брак уволили главного инженера одного из мостоотрядов. Может, зря – гидрогеологические условия, как пути Господни, неисповедимы. Но надо выходить из положения. Значит, требуется отдолбить придонную арматуру. Посуху этого делать нельзя, так как бетон «зреет», достигнет максимальной прочности через 28 дней. Короче, откачивать воду из котлована нельзя, иначе пробку из аварийной дыры снова выбьет.

И тут над Тоболом разнеслось:

– Атас, флотяги!

Это прибыли на выручку водолазы краснознаменного Черноморского флота. Их шестеро. Плюс один местный, из треста подводно-технических работ. Бригада работает на дне Тобола круглосуточно. Два водолаза наверху – один страхует помпу, она хотя и на электрической тяге, ну а вдруг произойдет отключение тока или случится авария на линии, тогда страховщик будет подавать воздух в скафандры вручную. Ещё один «черномор» готовится к смене. Долго на дне не пробудешь – забивает шугой шланг отбойного молотка. Следует замена. Бессменно меряет лотом дно, пристроившись сверху на мостках, представитель заказчика Николай Максимов. Вот выныривает водолаз, и инженер интересуется: «Ну, что там просматривается в толще воды?» – «Ладонями прикрой глаза и посмотри – то же самое и наблюдаем. На ощупь всё…». А холодно – бр-рррр! Но приказ они выполняли так, что комар носа не подточит!

Дело происходит в феврале, ведь надо справиться с заданием до весеннего паводка, иначе зальет не только котлован, но и всю округу вместе с водолазным снаряжением. Справились.

А потом тогдашний хозяин области, первый секретарь обкома партии Г. Богомяков объезжал район. Остановились на берегу речки Емец. Геннадий Павлович спросил у находящихся в свите В. Дергунова и первого секретаря райкома Н. Ренева:

– Почему не строите нормальную транспортную артерию? Слабо? Ну, что это за мост, деревяшка какая-то.

– Мост низководный, в точности по проекту, Геннадий Павлович.

– Соорудите высоководный. Чтобы, когда проезжаешь, вообще его не заметно было: «р. Емец» на синей табличке – и не более того.

Отраслевые руководители засомневались:

– Значит, мост. Сколько там погонных метров? Ага, семьдесят шесть с копейками… Сваи, фермы, балки, пролетные строения, опора, устои, гидроизоляция – у нас нет ничего лишнего, а объект не значится в планах строительства… А сколько песка надо для отсыпки поймы, там, поди-ка, километра три сплошных болот… А сколько самосвалов…

И ведь началась стройка. Десятка три КамАЗов, сотрясая округу мощным ревом, сваливают в трясину песок. Ренев, пробравшись по строительным лесам к свайной оболочке, заглянул в нее:

– Ого! Вы что, до Америки решили копать?

Заглянул вглубь – и ему стало дурно, похоже, боится высоты. Оболочка проникла в недра на 36 метров – короче, испытал ощущение человека, стоящего у карниза двенадцатиэтажного дома. Пришлось отвести товарища в безопасное место. Сколько миллионов машин проехалось с тех пор по емецкому мосту!

…А упомянутые в этом рассказе голышмановцы всё в трудах: бывший начальник областного управления автомобильных дорог в настоящее время руководит управой Калининского округа, Николай Иванович Ренев возглавляет Голышмановское землячество в Тюмени. Немало забот у заместителя генерального директора ОАО «ТОДЭП» Виктора Семеновича Дергунова, так сказать, «под крылом» более 15 тысяч километров тюменских трасс.

Со столетием, Голышманово! Здоровья и счастья вам, земляки!