После аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году в нашем лексиконе вновь появилось слово «ликвидатор». Оно приобрело новый смысл, новое значение. Урон, нанесенный аварией, колоссальный. Причиной возникновения такой ситуации многие специалисты считают непрофессиональные действия персонала станции. Потребовались рабочие руки для устранения последствий этой катастрофы. В первые часы на АЭС стали прибывать специалисты: атомщики, пожарные, военные, мобилизованные из запаса, сотрудники милиции. Всех их впоследствии стали называть «ликвидаторами».
Люди, носящие это звание, зачастую по приказу или по доброй воле, выполняли необходимую работу, не щадя свое здоровье и жизнь.
Один из пяти ликвидаторов, живущих в нашем районе, Валерий Петрович Огорелков. Вот что стало известно о его жизни, работе в зараженной зоне из его рассказа.
Валерий Петрович Огорелков родился в 1952 году в поселке Согроватое бывшего Дубровинского района. Мама, Таисья Петровна, работала сучкорубом. Родом она с Югояра. Отец, Петр Анисимович, родом из Елани бывшего Черемховского сельсовета. После обучения в Соколовской школе механизации работал на лесоучастке на газогенераторном тракторе. Их семья переселилась в Елань, потом в Югояр. Деревня Югояр располагалась на берегу Иртыша. Валерий Петрович пошел в восьмилетнюю школу в поселок Иртыш, которую окончил в 1967 году. В том же году поступил в Соколовское профтехучилище. Через два года окончил учебу, получил права тракториста. Права водителя выдали после достижения восемнадцати в Вагайском ДОСААФ. Год поработал в совхозе «Супринский». Затем призвали на службу в ряды Советской Армии. Сначала службу проходил в Рубцовске, в школе младших авиационных специалистов. Затем полтора года – служба в Оренбургском авиационном училище, в полку обслуживания самолетов. Вначале механиком третьего разряда. К концу службы командиром отделения по обслуживанию двигателей боевых самолетов. Вернулся в звании сержанта на родину. Год отработал водителем в том же совхозе «Супринский». Позже уехал в Игрим к родственникам. Там устроился на работу водителем на автобазу. Здесь же встретил свою будущую жену. Поженились. Родили двоих детей. Где-то в конце семидесятых годов поехали отдыхать всей семьей в Крым. Там В.П. Огорелков узнал о строительстве новой атомной электростанции. В 1980 году по комсомольской путевке уехал на ее строительство. Вначале работал водителем, потом перешел на бетононасосы. Вместе со строительством Крымской АЭС рос и поселок Щелкино, который впоследствии стал городом. Так он работал до известных событий 1986 года.
Валерий Петрович Огорелков на ликвидацию чернобыльской аварии был командирован со своей бригадой. Девятого мая 1986 года, в праздник, у него, как у многих других, были свои планы. Всей бригадой в этот день планировали съездить в г. Керчь отдохнуть, посмотреть салют в честь Дня победы. Но пришло распоряжение направить его бригаду в командировку на ликвидацию аварии. Членов бригады разыскали, вручили командировочные и в тот же день на поезде отправили до Киева. Через несколько дней они были в Киеве в штабе ликвидации аварии. На следующее утро всех собравшихся ликвидаторов повезли на автобусах в поселок Чернобыль. Когда ехали, из окон автобуса видели брошенные дома, пустые улицы, беспризорный домашний скот. Было неприятное ощущение безысходности. Жили они в тридцатикилометровой зоне отчуждения. Все понимали, что главную опасность представляла радиация. Она присутствовала везде, где–то поменьше, а где–то зашкаливала. Первое время их разместили прямо в спортзале местного профтехучилища. Расставили в спортзале кровати, выдали матрацы и белье. Через неделю переселили в общежитие того же профтехучилища. Здесь удобств было больше. Вначале не было фронта работ по бетону. Поэтому бригаде поручили на автомашинах возить грунт для отсыпки реактора. Грунт – песок, глину, что привозили на баржах и выгружали, доставляли с берега реки Припять. Рабочих рук было много – со всей страны. Работали в две смены. Одни - днем, другие - в ночь. Автомобили периодически проверяли на загрязненность, если параметры превышали предельно допустимые, автомобили выгоняли в поле и бросали. За период работы Валерий Петрович оставил на поле два автомобиля - самосвалы МАЗ и КрАЗ. На наиболее опасных участках использовалась радиоуправляемая техника, бульдозеры, но и они не выдерживали, быстро выходили из строя. Радиационный фон менялся. Вначале он был выше, потом, в результате усилий по снижению, начал спадать. Через несколько дней произошел еще один мощный выброс. Вокруг аварийного реактора отсыпали грунт - песок и глину, укладывали мешки со свинцовой дробью, поливали специальной жидкостью, не только автомобильным транспортом, но и с вертолетов. После отсыпки нужно было делать опалубку реактора. Бригаду сняли с автомашин и поставили на бетононасосы, более мощные, итальянские «Вартингтоны». Но время уже прошло, десятидневная командировка уже давно закончилась. По нормативам они должны были отработать десять дней, а затем пройти обязательную реабилитацию. Но замены им как специалистам не было, поэтому вначале начальник автобазы, а затем главный инженер дважды продлевали на десять дней командировку. Лишь вмешательство чиновника из министерства по атомной энергетике позволило покинуть это опасное место, где пробыли они двадцать девять дней, не считая дороги. Вернулись домой, хорошо отдохнули, зарплату выплатили в пятикратном размере, отправили в санаторий в Сочи. Через некоторое время приехали врачи из Киева для обследования, посмотрели справки, которые они привезли. У В.П. Огорелкова через четыре года возникло заболевание, связанное с пребыванием в радиоактивной зоне. Помогло лечение в медицинских институтах и клиниках Киева и Симферополя. Члены бригады были в основном молодые, лет по 35-39, поэтому справились с последствиями пребывания в зоне. Один товарищ, ему было 50 лет, тяжело перенес воздействие радиации. У него очень плохо было с ногами, суставами. Неблагоприятная экономическая ситуация в стране, катастрофа на Чернобыльской АЭС оказали влияние на строительство Крымской АЭС, на которой работал В.П. Огорелков. В 1987 году ее строительство было приостановлено, а в 1989 принято решение отказаться от пуска станции. В 1997 году Огорелковы переехали в Игрим. Там он работал на строительстве нефтепровода, был в командировках, в том числе прокладывал трубу через реку Иртыш в нашем районе. Работал в НГДУ на передвижных электростанциях. Там в 56 лет вышел на пенсию. В то время дочь училась в Тюмени, сын уехал в Белгород. Решили переехать в Вагайский район, выбрали для жительства поселок Заречный, им здесь очень понравилось
Текст и фото Зиннура Чанбаева