Медиакарта
8:31 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мастера должны учиться!

Мастера должны учиться!
12:09 | 16 июня 2011
Источник:

Алина МИХАЙЛОВА /фото автора/

Десятки, а может, и сотни тысяч российских специалистов из года в год пытаются решить нашу национальную проблему: как повысить производительность труда и квалификацию рабочих кадров.

Профессиональная галактика

Научные исследования на эту тему и сложные статистические данные хотелось бы сравнить с реалиями нашей повседневной жизни.

Примерно восемь услуг из десяти, что оказывались мне представителями рабочих специальностей за последние годы, были некачественными. Я имею в виду строителей, штукатуров, сантехников, установщиков бытовой техники и пластиковых конструкций, уборщиц, электриков, водителей, сборщиков мебели, сапожников и других, от результатов труда которых напрямую зависит качество жизни. Без которого, к сожалению, мы постепенно привыкаем жить.

После такого отношения к работе появляются обидные цитаты: «В ряде секторов производительность труда в России в 30 раз ниже, чем в развитых странах, причем в приоритетных для государства секторах. Средняя величина производительности труда в России составляет 30% от уровня США». Какое настоящее мы строим? И какое будущее готовим для детей и внуков?

Понятно, что руководители страны не сидят сложа руки. Премьер постоянно говорит о «внедрении современных технологий, о развитии человеческого потенциала, о кардинальном повышении производительности труда».

Но кардинальных улучшений не наступает. Профессиональная подготовка рабочих специалистов остаётся слабой, культура труда для большинства из них – непонятная космическая галактика, и руководители пока не заинтересованы обучать и совершенствовать своих работников.

Почётный строитель РФ, руководитель тюменского учебного центра «УПФИР» Анна Кашкарова отмечает:

– Существующие нормативные требования к квалификации рабочих устарели, нет чётких критериев, которые позволяют объективно определить уровень специалистов. В этом одна из главных проблем экономики и профессионального образования.

Разработанный на базе этого учебного центра «Инновационный проект по внедрению общественно значимых критериев для оценки квалификации рабочих кадров» (коротко – конкурс «Мастер») мог бы изменить ситуацию.

Его суть сводится к оценке компетентности любого работника по специальной аттестационно-обучающей программе. В результате разделение специалистов по трём уровням мастерства позволило бы провести ревизию на рынке труда, выявить лучших и оперативно восполнить пробелы в их знаниях. А открытый доступ к этой информации на сайте «Мастера Тюменской области» даст возможность потребителям и работодателям при найме работников не получать «кота в мешке», как это происходит сегодня.

У остальных рабочих, не прошедших аттестацию, будет стимул обучаться, совершенствоваться, чтобы стать востребованными. Кроме того, этот проект позволит грамотно строить работу по профориентации, будут наглядно видны дефицитные или избыточные позиции в той или иной сфере, вплоть до узких специализаций. Важно, считает автор инновационного проекта Л. В. Карпенко, что у всех рабочих, независимо от профессии, появится универсальная карьерная лестница, которая отсутствует сейчас. Мастер-Кандидат будет стремиться стать Мастером-Профессионалом, потом Мастером-Экспертом. Победителей в этих номинациях она предлагает чествовать ежегодно на празднике рабочих профессий «МАСТЕР», объединив небольшие местечковые профессиональные конкурсы.

Миллионы полуфабрикатов

В общем, любому здравомыслящему человеку ясно, что для изменения сложившейся ситуации нужны действия, серьёзные и неотложные. Государство же сегодня предлагает меры гуманные, но не очень эффективные.

По словам премьера Владимира Путина, «…программа содействия занятости охватила свыше четырёх миллионов человек, и большинство из них сохранили свои рабочие места, получили новую работу или повысили квалификацию. В том числе только в прошлом году мы помогли начать своё собственное дело более чем 172 тыс. человек. В общей сложности в прошлом году в экономике было создано или восстановлено более 1,2 млн рабочих мест...». Такие методы сохранения рабочих мест незначительно улучшают ситуацию в экономике, потому что, помогая открыть своё дело, скажем, сапожнику по улице Малыгина или электрику в Тарманах, никто не удосужился проверить уровень их профессионализма. Оба они, по отзывам клиентов, испортили много обуви и электрооборудования, и сейчас бывший сапожник открывает кафе, а бывший электрик стал сантехником. Этим новым специальностям они тоже толком не обучены. И таких полуфабрикатов по стране миллионы. Пока что государство тратит деньги на помощь предпринимателям, но не контролирует качество их работы.

Полигон для будущего

Почему работодатели не заинтересованы в повышении квалификации своих сотрудников?

Мастер по установке пластиковых конструкций Александр С. считает, что платят сегодня грамотному и неграмотному специалисту чаще всего одинаково, у рабочих нет стимула для совершенствования знаний и профессионального роста.

– Но ведь обученные люди более ответственные, – убеждён он. – И лучше понимают последствия своих действий!

У руководителей другая логика: «Вложишь серьёзные средства в работника, а он потом зарплату будет большую требовать. Или перейдёт в другую фирму, своё дело откроет. Это невыгодно, деньги потеряем. Если хорошего специалиста не найдём, будем как-нибудь с тем, кто есть, работать. Граждане-потребители у нас ведь в основном нетребовательные, непривередливые….». И тысячи таких фирм-троечников с плохо обученными сотрудниками тянут нашу экономику всё ниже и ниже.

Нам, внутри страны, уже привычно жить в таком беспорядке, только вот цивилизованные соседи постоянно делают замечания по этому поводу. Недавно консул ФРГ Петер Шаллер деликатно возмущался, что на импортном оборудовании в России некому работать. Ему бы рассказать, как мне ванну пять тюменских специалистов долго не могли установить, сказали, это брак. А шестой за полчаса всё сделал, потому что постоянно учится. Но таких сантехников в Тюмени – раз, два и обчёлся. Чтобы хороших рабочих была не критическая доля от общего количества, нужен, по словам исполнительного директора Союза работодателей Тюменской области Анатолия Лазаренко, системный подход. По его мнению, для решения вопроса требуются не отдельные действия разных ведомств, а долгосрочная грамотная совместная работа.

По сложившейся с 90-х годов порочной практике, крановщики, машинисты и другие специалисты зачастую вообще не проходят официального обучения. Пока не случится авария, несчастный случай, не погибнет кто-нибудь. И пока руководителя не оштрафуют или заведут уголовное дело. Вот тогда направляет он в учебный центр рабочих получить специальность, которую они абы как уже давно освоили и применяли на деле.

Каждый день плохое качество чьей-то работы отнимает у нас здоровье, деньги, хорошее настроение. Вот, к примеру, я заказала кухню в компании «Хай Тек». Сотрудники – разные по уровню, результат получается: «Кому как повезёт!». Мне и моей знакомой не повезло. Потеряли почти полгода из-за разбирательств!.. Вчера зашла в очень известное кафе, там уборщица обычным веником активно метёт грязную пыльную дорожку у входа, и столики вокруг покрываются стафилококками, аскаридами и сотнями других микробов. Она и не подозревает, что потом посетители могут заболеть чем угодно, домой эту инфекцию принесут и ещё передадут, не дай бог, последующим поколениям. А ведь не её одну нужно обвинять в невежестве. Руководители знают, что они обязаны направить уборщицу на обучение в течение двух месяцев. Но, как обычно, жалко денег…

Внимание на уровне квалификации рабочих нужно сконцентрировать ещё и потому, что они меняют профессию значительно чаще, чем служащие. Ведь на переобучение требуется всего пара месяцев. По данным учебных центров, половина рабочих имеет более трёх специальностей. Быстрая смена деятельности всегда чревата слабыми, поверхностными знаниями, к тому же это явление массовое. Непрерывное профессиональное образование рабочих и контроль за уровнем их компетентности, что лежит в основе того же инновационного проекта «Мастер», должно стать стратегической задачей.

В этом году из федерального бюджета направлено целых 105 млрд рублей на социальную поддержку безработных и программы занятости. Акцент, по словам руководителей страны, сделан не просто на трудоустройство, а на повышение квалификации работников, на создание условий для того, чтобы люди смогли получить новую, более востребованную на рынке труда профессию.

Но повышение квалификации и обучение более востребованной профессии невозможно без хорошей практики. Казалось бы, всем понятно, что стропальщик, бульдозерист, крановщик, электросварщик и другие рабочие обучаются в основном не за письменным столом. Но в Тюменской области до сих пор нет ни одного учебного полигона, состоящего из производственных секций для общестроительных, дорожных, слесарных и других работ, из-за чего рынок труда заполнен полупрофессионалами.

Наши учебные центры в основном арендуют помещения, оборудование, технику для практических занятий у различных предприятий. Либо рабочие занимаются в специально оборудованных небольших аудиториях учебных центров. В этих условиях обстоятельно всё не объяснишь, технику не поразбираешь. То ли дело в Челябинске: там большой полигон, где всё по-настоящему, и специалисты более квалифицированными после полноценной практики получаются.

Пустышек немало

Пока я пишу эту статью, под моим окном опять шумят нетрезвые подростки. Я вижу их каждый день, разных, но одного типа – с дешевым пивом, хамоватых, безденежных, не знающих, куда себя деть. Они ломают наш домофон, хулиганят в подъезде... Почти каждый день мы, жильцы, тратим своё время и нервы, вызывая полицию. И сожалеем о деградации молодого поколения! О том, что хорошие сантехники, электрики, сапожники ездят на приличных иномарках, уважаемы и востребованы, эти подростки, скорее всего, не знают. Маршрут от выпускника училища к званию профессионала высокой квалификации им вряд ли понятен. Чтобы вместо подворотни ребята имели перспективное будущее, в инновационном проекте «Мастер» есть схема доступной карьерной лестницы профессионального роста рабочих.

На первом этапе обучения, в училищах, им даются лишь начальные, общие знания, без хорошей практики и потребностей конкретного производства. Чтобы превратиться в ценного специалиста, нужно учиться дальше. Но, к сожалению, многие курсы повышения квалификации формальны, их организаторы занимаются циничным зарабатываем денег, лишь проставляя печать в удостоверениях или выдавая «засушенные» знания из старых учебников. Эксперт по охране труда Евгений Бондарь говорит, что, например, в Ялуторовске, Тюмени так «обучают» многим специальностям. Да и по всей России таких «пустышек» немало.

Тем учебным центрам, кто не ставит деньги во главу угла, приходится трудно. Анна Ивановна Кашкарова, директор учебно-производственного центра «УПФИР», вот уже тридцать лет вкладывает душу в свою непростую работу, и коллектив поддерживает её социально ответственную политику. «Мы не раз убеждались в высокой педагогической духовности сотрудников центра, – говорит заместитель директора департамента по труду и занятости Тюменской области В.М. Самсонов. – Бывает, что группа учащихся не набирается, всего два-три человека приходит в учебный класс. Им никогда не скажут: занятия отменяются, нам невыгодно».

Здесь обучают новым специальностям и повышают квалификацию по шестидесяти с лишним рабочим профессиям! Полученные от образовательной деятельности средства прежде всего вкладываются в развитие: производственные тренажёры, новые учебные программы, привлечение грамотных педагогов… Сотрудники «УПФИРа» обращаются к руководителям области с просьбой помочь в реализации их мечты, которая одинаково важна как для учебного центра, так и для экономики Тюменского региона. Строительство учебного полигона – слишком крупный и важный проект, считают они, поэтому здесь не обойтись без участия и поддержки государства. Поверьте, ими движут в первую очередь не коммерческие интересы, ведь у центра пока нет конкурентов в своей нише услуг.

Пора действовать!

Сейчас много говорят о возрождении наставничества. Я спрашиваю у замечательного обувщика Эдика (он давно уже не называет себя сапожником), будет ли он заниматься с учениками, даже на выгодных условиях? Эдик категорически, как и другие профи, отказывается быть наставником, не хочет тратить своё драгоценное время и готовить конкурентов. Его можно понять, но без таких преподавателей профессионального мастерства наша страна так и останется на позорном сто каком-то месте по уровню жизни. Поэтому нужно срочно придумать способ заинтересовать наиболее квалифицированные, ценные кадры передавать молодёжи свои знания и опыт, чтобы они служили развитию страны. Тот же инновационный проект «Мастер» предусматривает выявление экспертов в различных сферах и в какой-то степени возрождает институт наставничества.

Исполнительный директор Союза работодателей Тюменской области Анатолий Лазаренко считает, что решаются проблемы подготовки рабочих кадров во многом на словах:

– Не хватает пока в нашем обществе чёткого понимания в этом важном вопросе. Одним из главных препятствий является низкая квалификация преподавательских и управленческих кадров. Они уже не отвечают современным требованиям бизнеса. Повышение квалификации как рабочих, преподавателей, так и руководителей, должно стать постоянным и непрерывным процессом, ведь в современных условиях знания очень быстро устаревают…

На избитую тему повышения производительности труда и квалификации рабочих кадров можно много ещё интересного рассказать и процитировать. Но меняется эта ситуация к лучшему медленнее, чем требуют обстоятельства, в которых находится страна.