Лариса ГИЗАТУЛЛИНА
• Два года назад защебенили главную улицу в Преображенке. Теперь людей не заботит бездорожье в ненастье.
Фото Сергея СТЕПАНЮКА
Редакционная машина мчит по ровной грунтовой дороге (видно, что на днях прошли грейдеры) в Преображенку. Позади остаются луга, околки, посевные участки, на одном из которых мы даже увидели величаво разгуливающих красавцев-журавлей… Поводом для посещения деревни стало письмо, полученное от жителя её деревни А.А. Шляпина. Анатолий Алексеевич рассказал в нём о проблемах, существующих в Преображенке, о жизни односельчан, об отсутствии внимания со стороны местной власти.
• Утренние хлопоты по хозяйству завершены – можно и отдохнуть.
Надо сказать, что мне никогда не доводилось бывать в Преображенке, и было очень любопытно посмотреть. Когда прибыли на место, первое, что привлекло моё внимание, – это старенькие дома на деревенской улочке (ладные, более или менее крепкие строения можно было пересчитать по пальцам). Вокруг деревни пустырь, и о том, что там когда-то располагались широкие сельские улицы, теперь можно догадаться только по полуразвалившимся домам. Признаться, вид Преображенки, ни в обиду её жителям, вызвал у меня чувство сожаления. Наш визит пришёлся на один из весенних месяцев. От наступившего тепла уже начинала пробуждаться природа, но о Преображенке сказать этого было нельзя, наоборот, она будто увядала.
Свою работу в деревне мы начали с попытки встретиться с автором письма, но, к сожалению, Анатолия Алексеевича не оказалось дома. Пообщаться удалось лишь с его супругой. Лидия Ивановна рассказала, что муж на деляне заготавливает дрова, а о письме, которое написал муж, она знает.
– Действительно наша деревня страдает от отсутствия нормальной дороги от Русаково до Преображенки, – с неподдельной грустью говорит женщина. – И то, что на сельские сходы в последние годы нас, преображенцев, не приглашают, тоже правда. Раньше они проходили в каждой деревне поселения, в том числе и у нас. Жители могли рассказать о своих проблемах представителям районной власти, у которой возможностей больше, чем у местной. Поверьте, обидно нам, создаётся впечатление, что про нас вообще забыли, будто и нет вовсе.
В день нашей командировки в Преображенку на центральной усадьбе в Русаково проходил очередной сход. Я поинтересовалась у своей собеседницы, знает ли она об этом.
– Вот видите, о нас снова никто не вспомнил! – в подтверждение своих слов развела она руками в ответ.
После беседы с Лидией Ивановной мы проехались по сельским улочкам – ни одного объявления о планируемом мероприятии не увидели.
– Нас никогда не приглашают! Знают, что начнём говорить о проблемах! А кому это нужно в наше время, – с безысходностью в голосе ответила одна из собравшихся на улице женщин на вопрос о сходе.
– Раз нет возможности рассказать о них на сходе, тогда с нами, корреспондентами, поделитесь, – предложила я.
В ЧЁМ ПРЕОБРАЖЕНЦЫ ИСПЫТЫВАЮТ НЕДОСТАТОК?
Вскоре к месту, где завязалась наша беседа, подтянулся ещё народ. Как говорится, любопытство взяло верх – ведь не каждый день в деревню приезжают журналисты. Главной темой разговора, конечно, стал вопрос о необходимости строительства дороги между Преображенкой и Русаково. Аргументировали тем, что когда начинается распутица, то рвётся единственная связующая нить с цивилизацией – дорога. В райцентр не съездить, а значит, ни в больницу не попасть, ни в сбербанк, ни в аптеку за лекарствами... Словом, никуда.
– Участок-то, который нужно заасфальтировать, невелик – всего-то семь километров. Понимаем, что федеральная дорога важнее, но малые деревни ведь заслуживают внимания, в них тоже живут люди, – сказал один из селян.
Второй, не менее важной, проблемой для жителей деревни является медицинское обслуживание. Фельдшерско-акушерский пункт имеется, и даже неплохой, да вот только работать в нём некому. До нынешнего года два раза в неделю в деревню приезжала фельдшер из Русаковского ФАПа – Нина Ивановна Жиганова. Нынче она пошла на пенсию, и с её уходом, как сказали обитатели деревушки, медицинское обслуживание в Преображенке «накрылось медным тазом». Обещали, что будет приезжать медик из другого ФАПа, но пока всё остаётся на уровне разговоров.
– Возникает надобность в медицинской помощи или в лекарствах – обратиться некуда и не к кому, – посетовала одна из женщин.
В ходе беседы преображенцы говорили не только о проблемах. Не забыли они рассказать и о положительных переменах, произошедших за последний период. К примеру, в прошлом году в деревне выкопали новый колодец. Вода в нём чистая, на вкус хорошая, и люди пользуются им с большим удовольствием. По словам селян, проблемы с водоснабжением в населённом пункте нынче нет – источников воды предостаточно. А двумя годами ранее защебенили основную улицу. Теперь людей не заботит, что по весне-осени дорогу расквасит, – в любую погоду можно пройти в туфлях.
Спросили мы у своих собеседников о новых детских песочницах, красовавшихся на улице, и много ли в деревне ребятишек. Оказалось, что в Преображенке всего трое детей школьного возраста, учатся в Русаковской средней школе и весь учебный год живут в интернате. Домой приезжают только на выходные дни. Несмотря на малочис-ленность детворы в населённом пункте, по словам селян, песочницы летом не пустуют. Погостить у дедушек и бабушек приезжает столько ребятни из города, что ещё хоть пять песочниц построй – будет мало.
НЕ БОИШЬСЯ ХЛОПОТ – ПОЛУЧАЕШЬ ДОХОД
Преображенцы рассказали, что жителей в деревне не более 50 человек. Большая часть из них пенсионного и предпенсионного возраста. Семьи, в основном, живут на доходы от ведения личного подсобного хозяйства. Почти в каждом дворе – корова, не держат разве только те, кому уже не позволяет преклонный возраст и здоровье. Да, заготавливать сено хлопотно, но проблем с покосом нет – просторы кругом необъятные. Вообще, жители деревни привыкли надеяться только на себя и жить по правилу: «Как потопаешь – так и полопаешь».
Вот и супруги Елена и Евгений Дмитриевы – единственная молодая семья в Преображенке – пополняет свой семейный бюджет за счёт подворья. В хозяйстве – корова, два телёнка, поросята, овцы, куры. Живностью обзавелись с первого дня совместной жизни.
– Живём вместе 15 лет, растим 13-летнюю дочь Алёну, – рассказывает Елена. – И муж, и я из тех, кто предпочитает жить в деревне. Приходится трудно, но мы к такой жизни привыкли.
Глава семейства трудится в сельскохозяйственном кооперативе «Русаковский» трактористом. В день нашего визита он находился в поле. Со слов Елены, заработная плата на предприятии скромная, не разживёшься, да и не всегда её вовремя дают. Сама же хозяйка дома, как и большинство женщин в деревне, безработная.
– Когда с деньгами становится совсем туго, поддерживают бабушка с дедушкой – делятся пенсией. Стыдно, конечно, признаваться в этом, но такова жизненная правда, – говорит Елена.
Супруги Дмитриевы – люди работящие: выращивают много картофеля, который по осени сдают и получают доход, часть пускают на корм скоту. Как и полагается селянам, делают большие заготовки солений, варений, компотов. Словом, живут, как все в деревне: встают с петухами, ложатся с заходом солнца.
ЖИВУТ ОДНОЙ БОЛЬШОЙ И ДРУЖНОЙ СЕМЬЁЙ
Одной из самых главных отличительных черт преображенцев (чем они нас покорили) является умение держаться вместе. Об обитателях деревни можно сказать, что живут большой дружной семьёй. Любую сезонную работу они делают сообща. Собираются по несколько семей, чтобы посадить картофель. Сначала у одних в огороде поработали, после к другим перебрались, третьим и так далее. Дружной компанией работа движется и быстрее, и веселее. Таким же образом поступают, когда начинается пора заготовки сена или вывозки дров из деляны. А если беда у кого случится, то вся деревня поддержит, и не только словом, но и делом. Как сказали преображенцы, так они жили во все времена. По-иному не умеют.
КОММЕНТАРИИ ПО ПОВОДУ
Мы постарались, чтобы поднятые жителями деревни проблемные вопросы не остались без ответов. Вполне возможно, что преображенцы ими будут не совсем удовлетворены.
Вопрос «По какой причине жители Преображенки второй год подряд не приглашаются на сельский сход?» прокомментировал глава Русаковского сельского поселения Ю.Н. Богачёв:
– Причина в том, что у администрации сельского поселения нет необходимой техники, чтобы обеспечить доставку граждан из Преображенки в Русаково.
Исчерпывающий ответ… Видимо, поэтому их даже не ставят в известность (а вдруг пешком придут!).
По поводу медицинского обслуживания мы обратились за разъяснениями к заместителю главного врача по лечебной части Областной больницы № 6 И.В. Шестёркиной. Она ответила:
– В ближайшие месяцы мы ожидаем прибытия молодого специалиста (фельдшера), который будет работать в Русаковском ФАПе. Он же будет обслуживать население Преображенки.
На вопрос о строительстве дороги от Русаково до Преображенки дал ответ заместитель главы района по строительству и ЖКХ В.В. Усиюк:
– План по строительству дороги в районе на 2011 год в настоящее время губернатором ещё не утверждён.
• Ещё один осиротевший дом в деревне.