Продолжение темы. Начало в № 60 за 9.04.2011 г.
Один из первых откликов на открытие проекта «Диалоги о русском» – письмо в мой адрес от Михаила Юсупова, лектора общества «Знание», в прошлом преподавателя Тюменского нефтегазового университета. Автор приветствует появление рубрики и делится мыслями и воспоминаниями.
«Сегодня в России люди русские, считающие этот язык родным, говорят на нем порой хуже, чем некоторые «семь раз нерусские»: «хочем», «ложим»… И, что особенно печально и возмутительно, не считают это преступлением.
Хочу рассказать о важной, на мой взгляд, деятельности профессора Решетова, куратора группы преподавателей, в составе которой я учился на курсах повышения квалификации в МВТУ имени Баумана. Каждый выбирал себе какую-либо тему дисциплины и в течение часа перед коллегами и куратором читал этот материал так, как читал бы в аудитории перед студентами.
Затем присутствующие делились впечатлениями.
Читая лекцию, я допустил две ошибки, сказал «стрОгальный станок» и «зУбчатое сцепление». По сей день помню замечания, сделанные мне профессором:
– Надо говорить «строгАльный» и «зубчАтый»!
– Почему «строгАльный»?
– Потому что «строгАть».
– А «зубчАтый» почему?
– По кочану! Купите словарь ударений для работников радио и телевидения. Русский – трудный язык! Правильное произношение слов надо запоминать! Извольте говорить грамотно, как положено, согласно правилам русского языка! И извольте готовиться к лекции. Если вы вошли в аудиторию, вы – не только преподаватели, но и просветители. Преподаватель, который допускает ошибки, выступая перед аудиторией, совершает должностное преступление!
Запомнил этот урок на всю жизнь».
Михаил Михайлович обращает внимание на такой тревожный для многих факт: люди, которым, так сказать, по должности положено говорить правильно, этого зачастую не делают.
«Актовый зал департамента образования и науки, областной семинар. В выступлении молодого научного сотрудника НИИ, славянина, прозвучал ряд слов с неверно поставленным ударением: «вероисповедАние», «догмАты»… И этого, кажется, никто не заметил (или сделал вид, что не заметил). Но когда прозвучало слово «хАдисы», я, еще в далекие 80-е годы прошедший аттестацию на статус лектора правления общества «Знание» по исламской тематике, задумался, не сразу поняв смысл этого слова. Но заметил, как в аудитории с усмешкой переглянулось несколько слушателей, по внешности – представителей исламской культуры. Тогда и я понял, что речь шла о «хадИсах» – рассказах о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда и его сподвижников. На листке бумаги написал эти слова и передал молодому коллеге. Позже узнал (мне рассказали об этом), что он, прочитав написанное, листок демонстративно порвал, скомкал и бросил на пол. И продолжает говорить с теми же ошибками.
Областной семинар в одной из школ Тюмени. Директор приветствует собравшихся, сообщает о трех своих высших образованиях и подчеркивает: первое – филологическое! И в этом выступлении у филолога – «вероисповедАние» и другие ошибки».
К сожалению, многие, в том числе и получившие высшее образование, не видят ничего постыдного в пренебрежении правилами русского языка.
Михаил Юсупов: «Я уверен, что только опасение услышать в свой адрес объявление о «неполном служебном соответствии», угроза финансового или иного вида наказания могут заставить тех, кто по статусу обязан изъясняться грамотно, учить родную речь».
Интересно, почему за надругательство, например, над государственным флагом предусмотрено строгое наказание, а за такие же действия в отношении государственного языка нет даже символического?
Елена КУПЧИК, доктор филологических наук, профессор ТюмГУ
От редакции:
Уважаемые читатели! Если есть сомнения в правильности либо уместности употребления речевых оборотов, слов, обращений и других конструкций, задавайте вопросы нашему эксперту Елене Купчик. Говорить правильно – значит уважать не только сам язык, но и его носителей.
вопрос-ответ
О выражениях типа «хочу поздравить»
– Правильно ли начинать поздравления со слов: «Хочу поздравить...» Или в другой ситуации: «Хочу наградить...» и т. п.?
Таисия Заватская, г. Тюмень
– Основное значение глагола «хотеть» – иметь желание, намерение. Выражения типа «хочу поздравить» представляют собой лишь уведомление о намерении поздравить, а не само поздравление. В торжественных речах такие высказывания выглядят странновато: здесь требуется само действие, а не желание его совершить. Поэтому лучше сказать: «Поздравляю...»
Автор статьи: Елена КУПЧИК
рубрика: Книжная полка