Минуло семьдесят лет, как грянули первые залпы Великой Отечественной войны, а те, чьих судеб она коснулась чёрным крылом, принеся горькую разлуку с любимыми, ушедшими на фронт, отняв навеки родных и близких, осиротив, ничего не забыли. В рассказах этих людей о себе одинаково свежи воспоминания и о войне, и о послевоенной разрухе, из которой всем миром поднимали страну.
Две спутницы верных – любовь и разлука…
Первое военное лето круто изменило жизнь тринадцатилетнего пацана и его друзей. Подростки заменили отцов, ушедших на фронт, в поле, на току, на ферме.
Ахмет освоил кузнечное дело и потом, уже после войны, слыл на всю округу мастером-золотые руки. Кузнец Даминов мог смастерить поистине уникальные сани, оконные рамы, двери. Вся деревня обращалась к нему.
Две спутницы верных – любовь и разлука прошли через всю его судьбу: рано ушла из жизни дочь Камиля, вскоре схоронил Ахмет Зайнутдинович любимую жену, а следом и старшего сына, который осиротил пятерых детей. Но надо было жить дальше, не поддаваясь унынию.
Крестьянская хватка, привычка жить в хлопотах и заботах и сегодня не даёт покоя восьмидесятитрёхлетнему Ахмету Зайнутдиновичу Даминову, жителю села Новоатьялово. Не привык он коротать денёчки у телевизора - вместе со своей хозяйкой держат овец, занимаются картофелеводством, пчеловодством.
Жизнь не баловала
Детство одиннадцатилетней Рахили закончилось, как у многих подростков, с началом войны. Отца и брата призвали на фронт, а она – старшая из пяти девочек в семье наравне со взрослыми работала в колхозе: косила, сеяла, молотила, боронила на быках, а кроме того, управлялась по дому, заменяя больную мать, и ухаживала за младшими сёстрами. В 15 лет Рахиля уехала на работу в Тюмень, устроилась на овчинно-меховую фабрику.
Победные фанфары для многих советских семей звучали одновременно и траурным маршем. Не вернулся с войны брат Рахили, а отец пришёл с фронта с подорванным здоровьем.
В 1952 году встретила девушка своего суженого - участника Великой Отечественной войны Ахметсаляма Исхакова, уроженца села Новоатьялово, куда молодые супруги вскоре и перебрались. Здесь у них родились пятеро сыновей и четыре дочери. Многодетная мать Рахиля трудилась в колхозе, всё успевала по дому, никого не обделяя вниманием в своей большой семье. За многолетний труд и материнский подвиг она имеет множество наград. Все дети Исхаковых стали добропорядочными и образованными людьми, всегда уважали и почитали родителей, научили этому своих детей и внуков.
У Рахили Саляховны, которая сейчас живёт в селе Новоатьялово у младшей дочери, 17 внуков и 10 правнуков. Многое пережито, выстрадано этой хрупкой женщиной, но на её просветлённом, миловидном лице нет и следа недовольства жизнью.
На веку, как на току: и наплачешься, и напляшешься.
Маймуня родилась и выросла в бедной крестьянской семье Файзуллиных в деревне Менгар. Отца рано не стало, болел тифом. Юной девушкой Маймуня устроилась после четырёхлетки в колхоз «Аксарайский»: работала на быках, на комбайне штурвальщиком. В 1936 году приехал в колхоз молодой специалист – завклубом Анвар Ташмухаметов. Познакомились, а вскоре и сосватал он красавицу. Через два года супругов ждала разлука: Анвара призвали на действительную службу. Осталась Маймуня с трёхмесячной дочкой на руках. Ждала своего солдата, вот-вот домой и тут - война. Старшего сержанта Ташмухаметова отправили на фронт. 21 января 1943 го-да сложил он голову в боях под Ростовом, где и похоронен. Беда одна не ходит: младший брат Маймуни Галимулла в том же году пропал без вести.
Трудно жилось женщинам: ни одеть, ни обуть, ни поесть, но не ныли, не корили судьбу. От зари до зари трудились, растили детей. Когда кончилась война, Маймуня Ташмухаметова была в командировке на Ялуторовском лесозаводе. Помнит, как директор завода собрал людей и известил о победе над врагом. Потом строем пошли на митинг, а после всех угощали в столовой и дали один выходной день.
В послевоенные годы на плечи этой хрупкой женщины, как и многих её односельчанок, легли уже другие тяготы жизни. Поднимала детей, работала в колхозе, держала хозяйство, ухаживала за престарелой матерью и никогда не падала духом. У М. Ташмухаметовой много трудовых наград – грамот, медалей. Судьба отвела ей долгий век, и в свои 92 года она вполне оптимистично смотрит на жизнь, радуя близких и родных. Живёт в родной деревне Менгар.
Не мы выбирали профессию, а война
- 22 июня 1941 года нас собрали на митинг, - вспоминает Валентина Гавриловна Болтовская, - приехали представители из Ялуторовска и сообщили о вероломном нападении Германии на нашу страну. Помню, как в эту ночь никто в деревне не сомкнул глаз, а утром провожали первых призывников на фронт. Парни уезжали на двух подводах. Ехали с гармошкой, пели, а женщины бежали следом и плакали.
Вале было 14 лет, когда в Беркуте открыли ясли-сад и она стала там работать. Взрослые женщины были заняты в поле, на ферме, а приглядывать за малышами некому, и потому сорок ребятишек были «круглосуточниками». Юные воспитательницы сами заготавливали дрова для яслей, сажали огород. Остро не хватало медицинских работников, и в 1943 году Валентину, как окончившую семилетку, направили на годичные курсы медсестёр. В беркутский детсад она и вернулась уже специалистом. Получилось, что профессию ей выбрала война, но об этом жалеть девушке не пришлось ни разу. Позднее В. Г. Болтовская закончила тюменскую фельдшерско-акушерскую школу и стала работать в Беркутской участковой больнице, обслуживая четыре деревни.
Война оставила зарубку на каждом сердце, тревожащемся за своих фронтовиков. Валентина Гавриловна помнит, как дважды получала их семья похоронку на отца, а он вернулся домой. Такому счастью радовались всем селом. Всем селом оплакивали тех, кто сложил голову в боевых сражениях.
Татьяна КУРЫНОВА