До 1 сентября еще есть время, но родители первоклашек уже потеряли спокойный сон. «Соседский Вася с трех лет читает Достоевского, а мой в шесть и букв-то не знает», – переживает знакомая, мама будущего первоклассника.
Как подготовить ребенка к школе, должен ли малыш к первому сентября читать и писать, каким качествам в воспитании ребенка стоит уделить особое внимание – на эти и другие вопросы читателей в ходе прямой линии в редакции газеты «Тюменская область сегодня» ответила педагог-психолог высшей категории, директор тюменского центра развития творчества «38 Попугаев» Александра Огибалова.
Ольга Михайлова, г. Заводоуковск:
– С какого возраста надо готовить ребенка к школе?
– Школа – это выход ребенка в мир взрослых, мир, где каждую минуту маленький человек ответствен за каждый шаг и получает, к сожалению, оценку: за поведение, понимание, умения, навыки и другое. С какого возраста он начинает учиться? Конечно, с момента рождения… Подготовить ребенка к школе – значит как можно раньше дать ему возможность активно осваивать незнакомый мир, изучать его. Объективно узнать о соответствии интеллектуального, нервно-психического, эмоционального развития возрасту ребенка родители могут, обратившись за диагностикой к психологам, которые корректируют состояние ребенка, консультируют родителей по вопросам развития и воспитания. Радует, что многие родители обращаются в психологические службы.
Алексей Мухин, г. Тюмень:
– Сынишка скоро идет в школу. Обязательно ли к 1 сентября он должен уметь читать и писать? Друзья сказали, что в школе происходит разделение: те, кто умеет читать, попадают в одну группу, остальные отсеиваются в более слабый класс. Как быстро можно научить читать шестилетнего ребенка?
– В любой школе проводится диагностика уровня развития ребенка по физическим и интеллектуальным (развитие внимания, памяти, мышления) параметрам. Для эффективного обучения результаты этой диагностики учитываются при формировании классов. Умение читать не играет решающей роли, но хороший навык чтения значительно помогает ребенку в учебе, сокращая время на обдумывание, понимание заданий. Ребенок чувствует себя успешным, с радостью помогает другим, что позволяет улучшить и навыки общения, он легче вливается в коллектив, лучше принимается педагогами. Все это формирует у ребенка хорошую самооценку и мотивирует к дальнейшим успехам. Алексей, если ваш ребенок не умеет читать, можете помочь ему – у вас впереди пару месяцев в запасе. Шестилетнего ребенка с нормальным развитием можно на-учить читать за месяц.
– Так быстро? Когда я пришел в первый класс, то научился читать по слогам только через полгода…
– Что такое чтение? Это складывание знаков, озвучивание символов. Насколько ребенок понимает прочитанное – другой вопрос. Читать, опознавать буквы, составлять их в слова и понимать смысл ребенок постепенно научится. Для этого родителям надо водить малыша с 3–4-х лет на подготовку к школе при центрах развития. Группы небольшие – по 5–7 человек, поэтому чуткое внимание каждому обеспечено. Подготовка организуется и при школах. В школьных условиях дети приучаются к дисциплине, к усидчивости за партами. Из минусов – невысокая игровая мотивация. В центрах развития ребята в перерывах между занятиями побегают и попрыгают, выплеснут физическую энергию. Мы стараемся научить детей думать и самим познавать мир. Не с позиции «я должен», а с мотивации «я хочу». А когда ребенок хочет, то сам добывает из разных источников нужную информацию, поэтому процесс развития идет быстрее.
- Общению тоже нужно учиться
Павел Рачев, Ишимский район:
– Надо ли ходить на подготовку к школе, если ребенок умеет читать и писать?
– Кроме интеллектуальной подготовки (развитие внимания, памяти, мышления, психомоторных навыков) существует психологическая. Родителям важно, умеет ли ребенок читать, считать, а вот умение общаться, взаимодействовать с ровесниками и с педагогами, развитие эмоциональной сферы считается не-обязательным. На самом деле переход от детского сада к школе чрезвычайно сложен. Практически весь первый учебный год ребенок учится быть учеником, то есть соответствовать школьным требованиям, выполнять обязанности, учитывать не только свои потребности, а следовать чужим правилам.
Это сложно, психологически дети не подготовлены и решают «проблемы» проверенным детсадовским способом: плачут, капризничают, болеют… Как иначе призвать на помощь, защититься от требовательного мира, как рассказать другим о своих желаниях? Увы, и для нас, взрослых, это часто трудная задача, а уж для ребенка… Поэтому психологической подготовке нужно уделить особое внимание. Для этого проводятся тренинги, на которых и дети, и родители получают практические навыки взаимопомощи. Перед 1 сентября и в первые дни учебы постарайтесь вместе посетить школу, где будет учиться ребенок, для того чтобы познакомить его со школьной системой. Побродите по незнакомым коридорам, послушайте оглушительный звонок, порадуйтесь столовой, познакомьтесь с будущими одноклассниками и учителями – и ребенок будет чувствовать себя увереннее. Чем больше он получит информации о своей будущей жизни, тем легче будет ему и вам. Важно соблюдать режим, особенно если ребенок не посещал детский сад. Проконсультируйтесь со специалистами, как укрепить нервную систему и иммунитет малыша.
Татьяна Тихонова, г. Тюмень:
– Александра Владимировна, как вы научили читать своих детей?
– Случайно в игре у меня родилась собственная методика. Когда дочь смогла брать в руки карандаши, мы начали рисовать. Не только грибочки-бабочки, но и буквы, называя звуки. Не для того, чтобы научить читать, а чтобы ребенок знал, что значат те или иные символы. Шутя попросила показать, где буква «А», где «О»… Ребенок показал! В девять месяцев.
Так мы выучили алфавит. В год стали складывать звуки и, естественно, получались слова. Все удивлялись, когда годовалый малыш в общественном транспорте читал вывески: м-а-г-а-з-и-н, п-р-о-д-у-к-т-ы. Это получилось само собой, в игровой форме, с удовольствием.
Татьяна Борисова, г. Тюмень:
– При поступлении в школу предлагают пройти тестирование на готовность к ней. Нужно ли готовить ребенка к тесту и если да, то как?
– Конечно, каждый родитель хочет помочь ребенку на первом экзамене. Но тестирование – это система вопросов, которая направлена на диагностирование всех сфер развития личности ребенка, и хороший психолог настроен на помощь в выполнении заданий. Он не просто фиксирует ответы, но обращает внимание на продолжительность ответа, реакцию тестируемого, учитывает его эмоциональное состояние, задает дополнительные, наводящие вопросы.
Стопроцентного успешного тестирования не бывает и подготовиться к такому результату родителям не удастся. Ребенок покажет результаты и своих, и ваших трудов, свои сильные и слабые стороны. Часто родителей пугают результаты тестирования. Если вы не согласны с ними, проконсультируйтесь с другим специалистом. Могу сказать, что психомоторные навыки оцениваются жестко и, как правило, всегда объективны. В любом случае не нужно паниковать. Тестирование для того и проводится, чтобы оценить уровень подготовки, увидеть пробелы в знаниях и помочь ребенку их развивать. Воспринимайте тестирование как помощь себе и ребенку, используйте время до 1 сентября с пользой.
Очень важно обратить внимание на аспекты безопасности ребенка: знает ли он контактные телефоны, к кому может обратиться за помощью, как будет взаимодействовать с незнакомыми людьми.
Нина Пронько, г. Тюмень:
– В этом году мой сын пойдет в первый класс. Когда пришли записываться в школу, нам предложили на выбор обучение по двум программам: по Занкову и традиционную. Чем они отличаются друг от друга? Какой отдать предпочтение?
– Программа Занкова более сложная, она требует развития абстрактного мышления, высокой работоспособности детей. Если вам предложили такой выбор, то ребенок может с ней справиться. Возможно, в таких случаях, стоит выбирать не программу, а учителя для ребенка?
- Дети – наши самые строгие судьи
Марина Сизикова, г. Ишим:
– Меня мучает чувство вины за то, что мало времени уделяю детям. Прихожу с работы уставшей, еще и по дому надо успеть многое сделать. На общение с детьми уже нет сил. Сколько минут в день необходимо посвятить самым любимым людям?
– Много в таком деле не бывает. Детям нужно даже больше внимания, чем мы думаем. Часто с чужими мы внимательнее и щедрее на душевное тепло, чем с близкими. Мы думаем, что последние поймут и простят, они нас все равно любят, несмотря ни на что. Но с детьми эта стратегия не работает. Они – строгие судьи. Моя задача – на-
учить родителей общаться с детьми так, чтобы это общение, пусть минимальное, было эффективным. Есть тренинги для родителей и детей, которые улучшат и укрепят их отношения. Например, нужно знать, как правильно задавать вопросы ребенку, чтобы выяснить, что его мучает. Узнав о потребностях детей, мы, взрослые, сможем дать своим чадам то, что им нужно.
Автор статьи: Вероника БЕЛОУСОВА, Татьяна ТИХОНОВА
рубрика: Образование