Дмитрий Медведев провёл заседание комиссии по модернизации экономики
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Центральное внутриполитическое событие прошедшей недели – заседание президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию отечественной экономики. Тема разговора – энергоэффективность и высокие технологии.
«Разговор не первый и, безусловно, не последний, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – Предыдущий разговор был в Архангельске и вот теперь в Ханты-Мансийске».
Приехав в Ханты-Мансийск, глава государства решил посмотреть, как нефтяные компании, поставляющие энергоносители для экономики в целом, работают над собственной энергоэффективностью.
Дело в том, что Всемирный банк еще в 2005 году поставил Россию на первое место по объемам сжигаемого попутного нефтяного газа (ПНГ).
Счетная палата РФ провела собственный подсчет и выявила: нефтяные компании страны «сжигают» в год около 1,3 миллиарда долларов.
Длившееся десятилетиями варварство надо, рано или поздно, прекращать. И правительство с 2012 года установило лимит объемов сжигания ПНГ – 5 процентов от добычи.
В помощь нефтяникам 10 марта этого года президент подписал закон, обеспечивающий приоритетный доступ на оптовый рынок электроэнергии, произведенной за счет попутного нефтяного газа или продуктов его переработки. Подобным образом федеральный центр решил стимулировать использование ПНГ в малой энергетике.
Чтобы лично убедиться, как работает этот документ, глава государства отправился на промыслы. На Приобском месторождении Дмитрий Медведев принял участие в запуске первой очереди газотурбинной электростанции, принадлежащей ООО «РН-Юганскнефтегаз» (дочерняя компания «Роснефти»).
Вторую очередь ГТЭС планируется запустить уже в мае этого года, а третью – в декабре.
В итоге станция будет вырабатывать 315 МВт электроэнергии, что позволит использовать ПНГ с Приобского месторождения на 99 процентов, сообщает «Российская газета».
В ответственном подходе к попутному нефтяному газу Дмитрий Медведев смог убедиться в «Сургутнефтегазе», работающем на Западно-Сахалинском месторождении, куда президент также слетал на вертолете еще до заседания комиссии.
Здесь, решая проблему ПНГ, сообщает «Время новостей», ещё в 2009 году ввели в эксплуатацию газопоршневую электростанцию, состоящую из 13 блок-модулей, каждый из которых производит по 1540 кВт электроэнергии.
«При помощи такого рода станций решается целый комплекс задач, – заявил Медведев. – Это уникальный пример энергоэффективности в России».
Если нормальная для цивилизованного мира форма использования энергоресурсов для нас является уникальной, то, как говорится, что имеем, то имеем.
На Западно-Сахалинском месторождении президента особенно заинтересовал график расходов российских и иностранных компаний на НИОКР, который хозяева повесили на самое видное место.
У «Сургутнефтегаза» показатели были лучше всех: по итогам 2008 года там потратили на НИОКР 40 миллионов долларов. У «Татнефти» показатель пониже – 26,7 миллиона долларов. Ниже всех цифры у «Роснефти» – 11 миллионов долларов.
– Сколько смотрю, «Роснефть» выглядит бледнее всех, – заметил Медведев.
На заседании президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики с основным докладом выступил вице-премьер Игорь Сечин, продолжает тему «Газета».
Сечин сообщил, что комплекс мер по энергосбережению способен к 2015 году «дать экономию первичной энергии в 51 миллион тонн условного топлива в год, а к 2020-му – до 94 миллионов тонн в год».
«Энергоемкость в российской экономике в два-три раза выше, чем в развитых странах, при этом потенциал энергосбережения составляет 421 миллион тонн условного топлива в год, причем в ТЭК – более 50 процентов от общего потенциала».
В частности, расходы на транспортировку нефти и газа, по словам Сечина, могут быть значительно снижены за счет увеличения КПД газоперекачивающих агрегатов (сейчас он составляет 27 процентов, в то время как лучший мировой показатель достигает 42 процентов).
Разумеется, вице-премьер Игорь Сечин отдал должное рациональному использованию попутного нефтяного газа, до 14,5 миллиарда кубометров которого ежегодно сжигается.
Для рационального использования нефтяного попутного газа, напомнил Сечин, разработана комплексная программа, по которой к 2012 году должно использоваться 95 процентов ПНГ.
Сейчас таким показателем может похвастаться «Сургутнефтегаз». «В норматив также укладывается и «Татнефть», сообщают «Известия».
А вообще соблюдение требований правительства – это вопрос величины штрафа: что окажется выгоднее – сжигать и платить штраф или тратиться на утилизацию или закачку газа обратно в пласт, просвещает нас «Коммерсант».
Из энергосберегающих технологий Игорь Сечин также отметил увеличение коэффициента извлечения нефти (КИН). По оценкам экспертов, «увеличение КИН к 2020 году в среднем до уровня 35-37 процентов (сейчас более двух третей нефти остается в земле) позволит увеличить запасы на старых месторождениях на 2 миллиарда тонн».
Об этом же, выступая на заседании комиссии, говорила губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова. Она напомнила, что «для выполнения намеченных целей используется, в том числе, и такой инструмент, как нефтегазосервис».
Технологии у губернатора были, что называется, под рукой. Комиссии по модернизации экономики представили разработки Югорского НИИ информационных технологий и технологию одного из резидентов Тюменского технопарка, компании ООО «ИНТЭС», под названием «Интеллектуальная станция частотного управления погружными электронасосами для нефтяных скважин, работающих в сложных условиях», сообщает местная пресса.
Обкатанные на скважинах ТНК-ВР в Уватском районе, а также в Новосибирской области и Ставропольском крае «интеллектуальные станции» «сокращают электропотребление на тридцать процентов». И поддерживают в подобающем состоянии зону отбора нефти, что «обеспечивает очень высокий КИН» (увеличение чуть ли не в два раза).
По мнению министра образования Андрея Фурсенко, который поддержал устремления Натальи Комаровой в части повышения нефтеотдачи, «располагая подобной технологией, иметь КИН на уровне тридцати процентов просто неприлично».
Об этом же говорила министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
«Новые технологии – это не игрушки для «яйцеголовых», – резюмировал Дмитрий Медведев, объясняя насущную потребность экономики страны в инновационной деятельности. – Они позволяют снижать издержки, повышать доходы предприятий, улучшать условия труда и экологическую обстановку, следовательно, обеспечивают повышение уровня благосостояния наших граждан».
– У нас в правительстве кто занимается темой энергоэффективности? – решил вдруг уточнить президент, выслушав на заседании комиссии доклад Игоря Сечина.
– По отраслевым признакам в принципе все занимаются, – осторожно ответил Сечин.
– Все – значит, никто! – отреагировал Медведев.
Еще меньше удовольствия президенту доставила та часть доклада Набиуллиной, где говорилось о состоянии дел с энергоэффективностью в бюджетной сфере, замечает «Газета».
«Из 83 опрошенных региональных субъектов только 12 осуществляют системный мониторинг ситуации в регионе по энергоэффективности», – сообщила Набиуллина.
– Это что значит? Они закон не читали об энергоэффективности? Как это понимать? – изумился Медведев.
– Ответственные за энергоэффективность лица не определены в 70 процентах бюджетных учреждений, – пояснила Набиуллина.
– То есть они как плевали на свое энергопотребление, так и продолжают плевать, несмотря на то, что мы тут законов напринимали, собираемся, комиссию проводим регулярно, – негодовал Медведев.
Эльвира Набиуллина осторожно дала понять: мол, это не совсем так, поскольку вся страна сейчас занимается заменой лампочек.
И, видимо, желая угодить шефу, добавила, что энергоэффективность – это не только лампочки, и даже не столько лампочки (их, по идее, надо бы уже делать на базе светодиодов), а комплексное понятие.
О том, что это «комплексное понятие», президент высказывался неоднократно, напоминает «Российская газета».
В регионах и на местах эта проблема решается по-разному, основательно берется за тему «Эксперт». В Москве ежегодно заменяется 700–800 километров старых труб новыми, современными, создаются специальные диспетчерские службы, следящие за состоянием сетей. Аналогичная программа принята в Томске.
А в Новосибирске – крупнейшем городе Сибири, где общая протяженность теплотрасс составляет около 1,5 тысячи километров, – «этот вопрос практически не решается», и в трубах по-прежнему теряется почти половина тепла. Хотя город располагает крупным современным заводом по производству так называемых предызолированных труб по европейской технологии.
Кстати, аналогичный завод находится и в нашем областном центре. Тюмень вместе с Казанью, Воркутой и Апатитами попала в доклад Эльвиры Набиуллиной в числе регионов, где «уже проведено либо находится на финальной стадии энергообследование пилотных кварталов».
«Проект посвящен отработке решений по повышению энергоэффективности жилых кварталов, а его цель – добиться снижения потребления энергоресурсов на уровне 20–30 процентов», – пояснила Набиуллина.
Главным итогом совещания стало то, что президент назначил вице-премьера Игоря Сечина ответственным в правительстве за тему энергоэффективности и поручил своим полномочным представителям «провести на территории своих округов соответствующие координационные совещания, позвать всех заместителей губернаторов по вопросам энергетики, экономики».
Игорю Сечину также поручено «провести совещания по энергосбережению и дать сигнал соответствующим федеральным государственным бюджетным учреждениям». Словом, заниматься не только лампочками.