Медиакарта
7:19 | 11 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

«Приеду, прилечу, приплыву!»

«Приеду, прилечу, приплыву!»
15:21 | 22 июня 2011
Источник: Трудовое знамя

Историческая справка: «В голодные 30-ые годы повсюду появлялись детские дома. Исключением не стала и наша Тюменская область. Одно из таких специализированных учреждений – детдом №33 им.С.Будённого в селе Александровка. Первым директором был В.И.Верхоламцев. А потом до самого расформирования детдома им руководила Раиса Семёновна Данилевич. Большая мама… Так её называли…»

…Однажды в Александровскую среднюю школу пришло письмо из «Азовфлота». Писала женщина. Она просила подтвердить её стаж работы в местном детском доме в годы Великой Отечественной войны. С этого момента у учителей школы возникла мысль – собрать в селе всех воспитанников и коллектив специального учреждения. Сделать так, чтобы люди, сплочённые бедой тех лет, снова встретились, обнялись, вспомнили годы, когда они жили одной дружной семьёй. И завязалась бурная переписка. Нашлось более ста человек. Был создан оргкомитет, во главе которого встал журналист из Тюмени Николай Акимович Данилин. А 4 июля 1987 года в Александровку съехались те, кто когда-то жил в стенах детского дома.

…Перед нами карта бывшего Советского Союза. Красным «центром» выделена Тюменская область, Сладковский район, село Александровка. И словно лучи щедрого летнего солнца со всех концов нашей необъятной страны в глубинку юга региона «бегут» маршруты. Воспитанники были из разных городов СССР: Киев, Москва, Фрунзе, Находка, Винница, Алма-Ата, Чита, Хабаровск, Владивосток, Новосибирск, Омск, Тюмень… Все и не перечислить!

– Какая это была встреча! Слёзы радости, объятия, воспоминания! Приехали не только те, кто воспитывался в детдоме №33, но и педагоги, прачки, технический персонал, повара. Семьдесят восемь человек! Несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, они летели со всех концов страны, чтобы встретиться. Нина Майер из Перми написала: «Приеду, приплыву, прилечу туда, куда скажете!», – рассказывает ветеран педагогического труда, один из организаторов той незабываемой встречи Роза Алексеевна Нефёдова.

…Александровский дом культуры не мог вместить всех желающих. Люди толпились у входа. На сцену выходили те, кто считал наш край своей малой родиной, кто помнит наши берёзовые колки, доброжелательных жителей села. Военное и послевоенное время было голодным, страшным. Везли в детский дом ребятишек на телегах, подводах. А люди умудрялись покормить, ободрить сирот ласковым словом.

– Поднимитесь в зале тот, кто когда-то дал мне солёный огурец и краюшку хлеба… – попросил один из бывших воспитанников во время встречи.

– Да куда уж там… – эхом пронеслось среди присутствовавших. – Сейчас его или её и в живых, наверно, нет. Да и каждый из нас может такой случай вспомнить…

И как в те голодные годы, в 1987-ом, когда Александровка встречала гостей, все жители несли приехавшим угощение. Целый таз пирожков, ведро молока, лук, мясо… Словно это было вчера, в те дни, когда рад был крошке тёплого душистого хлеба…

– Среди тех, кто собрался на встречу, была и «большая мама», Р.С.Данилевич. Седые волосы, те же добрые лучистые глаза. И по-настоящему материнская улыбка. После войны, когда страна вставала, оживала после страшных боёв и разрухи, многих ребятишек нашли родители. Тот, кто был ближе, сам приезжал и забирал сыновей и дочерей. Те, кто жил далеко, просили отправить ребёнка. И Раиса Семёновна всегда сама лично увозила ребят. Детское сердце слишком восприимчиво к тому, что его окружает. Сильно привыкали мальчишки и девчонки к детдомовским стенам, к воспитателям. Бывали случаи, что не сразу узнавали потом родителей, даже не хотели оставаться дома, просились назад. И Р.С.Данилевич жила несколько дней с родными своего воспитанника, пока тот не адаптировался. Вот так. За каждого ребёнка у «большой мамы» болела её большая, широкая душа, её горячее, неравнодушное сердце…

Каким же было непростым её решение возглавить тогда детдом. Она понимала: воспитанники – дети с трудным, «опалённым войной» характером. А она – женщина. Нелегко… И всё-таки Раиса Семёновна смогла. Сумела не только грамотно, правильно руководить спецучреждением. Она стала родной для всех. Её доброты и ласки хватало каждому…

…Песни, танцы, импровизированный концерт, шутки, смех вперемешку со слезами. Встреча оставила большой след в сердцах всех, кто в июле 1987-го побывал в Александровке. Они просто сидели рядом, смотрели в глаза друг другу и говорили, говорили, говорили…

– В большинстве своём мы грибы ели. Любила я их очень. А когда вернулась в родной Фрунзе, уже так часто есть их не могла, там попросту не было грибов. А вот в местных пивных мужчинам к пиву грузди давали. Так я однажды выстояла огромную очередь, чтобы скушать грибочек. Держала в руке груздочек и вдыхала аромат его. Он для меня был как привет с александровской родины… – вспоминала Маша Мякишева.
– Я сначала был в Покровском детдоме, потом меня перевели в Александровку. А сегодня вот специально привёз с собой туфли, чтобы танцевать в них. Я и тогда большой плясун был, – говорил ещё один воспитанник Боря Захаров.

– Я сам из Викулова, учился в Сладковском СПТУ, а на практике был в Покровке, – рассказывал в зале Н.В.Бабушкин. – На танцы мы ездили в Александровку. И брали с собой воспитанника Покровского детдома. Ох, хороший гармонист был мальчонка! Сам маленький, инструмент больше него, а играл очень хорошо! Едем, бывало, с танцев, а он заснёт, утомится. Есть ли он сейчас в зале? Пусть встанет, откликнется… Воспоминания лились рекой. Встреча собрала не только воспитанников Александровского детского дома, но и Покровского, Никулинского. Они спешили из далёких городов и сёл, чтобы вновь всколыхнуть сердце, поговорить о жизни, пожать друг другу руку.

…Сходили на свой любимый котлованчик. Побывали на том месте, где когда-то стоял детдом. А теперь лишь трава на ветру. Но только земля может порасти бурьяном и сибирским разнотравьем. А душа – никогда! И хранят её потаённые уголки самое сокровенное, то, о чём знали только они, которые носили тяжёлое и какое-то даже беспощадное общее имя – «детдомовец»… А через три года, в июле 1990-го, подобная встреча повторилась. Только приехали бывшие воспитанники уже со своими детьми, внуками. И снова – смех сквозь слёзы. И снова радость вперемешку с горько-сладкими воспоминаниями.

«Нет слов, чтобы выразить слова благодарности всем организаторам встречи! Пусть эту хорошую традицию продолжат наши дети! М.Мякишева, г.Фрунзе».

«Огромное спасибо за всё! Желаю всем крепкого сибирского здоровья на долгие годы, мирного неба над головой и счастья на всю оставшуюся жизнь. А.Данилов, г.Винница».

«Меня вернули в мир нашего детства. Земля и воздух этого края, добрые односельчане… Думаю, что тропа встреч не зарастёт, и зашумит наша детдомовская аллея памяти. В следующий раз непременно приеду со своей семьёй. Н.Майер, г.Пермь».

«Дорогие александровцы! Вот и встретились мы снова с вами! Сердечно благодарен за тёплый приём и истинно русское радушие. Спасибо тебе, родная земля! Мы ощутили твоё тепло и материнскую ласку. Спасибо тем, кто сегодня здесь собрался. Эта встреча – духовный заряд на долгие-долгие годы! До новых встреч под приветливым солнцем Отчизны. Н.Данилин, г.Тюмень».

Вот такие слова благодарности. В каждой строке – великое чувство сплочённости, доброты, любви к этим местам, к нашему району, где когда-то проходило детство ребят со всех концов огромной страны. Они все – бывшие детдомовцы – выросли, окрепли, встали на ноги. И каждый из них – личность, каждый добился в своей жизни многого. Все получили профессии, обзавелись семьями. И даже в те далёкие годы, когда после восстановления воспитанники возвращались в свои родные края, в далёкие города и сёла, они всё равно говорили: «Мы родом из детдома».

От автора: этот материал подготовлен с помощью архивных данных музея Александровской средней школы. Богатую информацию, фотографии предоставила нам Р.А.Нефёдова, за что мы ей очень благодарны.

Елена ДАНИЛЬЧЕНКО Фото из музея Александровской СШ