Текст Михаил Коллегов
Пенсионная реформа, начатая в 2002 году, продолжает развиваться. Весьма заметные шаги в своём развитии она сделала за последние два года. Только в прошлом году пенсии в России увеличивались четыре раза. Последнее повышение в 2009 году произошло 1 декабря, базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 31,4 процента.
В развитых странах «нормальной» считается пенсия, если её размер достигает 40 процентов от прежнего заработка. В правительстве России этот показатель сделали целевым ориентиром и для нашей пенсионной системы. Подобный норматив считается соответствующим мировым стандартам и Конвенции Международной организации труда.
Наступивший год отмечен новыми повышениями пенсий и новым порядком отчислений в Об этом и не только мы разговаривали с Алефтиной Сергеевной Чалковой, управляющей отделением Пенсионного фонда РФ по Тюменской области.
-Алефтина Сергеевна, переход предприятий и предпринимателей на новую систему отчислений в Пенсионный фонд с этого года - очевидно, наиболее сложная для вас сейчас задача?
-Вы знаете, нет. По сути мало что изменилось. Просто отныне организации и предприниматели страховые взносы перечисляют напрямую в Пенсионный фонд, который является администратором доходов. В течение 2010 года ставки страховых взносов сохранятся на нынешнем уровне. А вот с 2011 года ставки вырастут, все работодатели будут платить 34% от фонда оплаты труда: 26% - на обязательное пенсионное страхование, 2,9% - на обязательное социальное страхование и 5,1% - в фонды обязательного медицинского страхования. Вы помните, что государство в прошлом уменьшало единый социальный налог, надеясь вывести так называемые «серые» зарплаты на свет божий. Но надежды оправдались мало. Те, кто работал по серым схемам, в большинстве своём так и продолжили. И что интересно, на дисциплинированности это практически никак не сказалось. По-прежнему исправно делают отчисления бюджетные организации, а также серьёзные, думающие о будущем частные предприятия. Фирмы-однодневки ведут себя предсказуемо увёртливо.
-Валоризация – понятна ли она населению?
-Теперь можно сказать, что в основном понятна. Мы ведём постоянную разъяснительную работу с начала года. Организованы соответствующие специальные службы. И работа эта будет продолжаться. Напомню, что валоризация – это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года. Она коснётся всех нынешних пенсионеров, а также всех россиян, работавших любой период времени до 2002 года, по мере выхода их на пенсию.
-Существует накопительная часть для тех, кто родился после 1967 года…
-Да, с 2002 года.
-Выходит, те, кто старше, дискриминированы?
-Ну, некоторые из них с 2002 года всё-таки попадают в программу накопительной части. А потом, им начисляется 1 процент к размеру базовой пенсии за каждый год работы до 1991 года и 10 процентов за период с 1991 по 2001 годы автоматически (это и есть валоризация). Накопительная часть предназначена для выплаты конкретному застрахованному лицу. Если вдруг застрахованное лицо гибнет, к примеру, то она передаётся правопреемникам. Или тому, кого по доверенности таковым назначит застрахованное лицо, - хоть соседу. Если мы хотим приумножить эту часть, то мы принимаем решение до 31 декабря ежегодно накопительную часть перемещать по своему усмотрению в государственную управляющую компанию, частную управляющую компанию или в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Статистика за 2009 год показывает, что в основном такие фонды получили доходность выше, чем инфляция. Следовательно, это выгодно. Правда, такая работа началась фактически лишь с 2005 года, срок небольшой. А надо помнить, что это «длинные деньги». С течением времени результат вложения становится заметнее.
Может возникнуть вопрос: а не лучше ли просто вкладывать деньги в банк? Практика показывает, что банк менее надежен, он, к примеру, может прекратить существование или будет не способен выплатить ваш вклад. Вспомните ситуацию 1991 года со Сбербанком - тогда наши родители практически потеряли все свои накопления.
Примечательно, что чем ближе дата выхода на пенсию, тем человек больше беспокоится за свои средства и начинает выводить их из рискованной зоны и размещать в каких-то консервативных инструментах. А молодёжь, которой доступно интернет-сообщество и многое другое, естественно, выбирает, смотрит и играет на переводе этих средств. Начало кризиса показало, что фондовый рынок обвалился, но в 2009 году вновь поднялся.
И ещё. С октября 2008 года начал работать закон о государственном софинансировании добровольных страховых взносов. Это когда внесенная годовая сумма увеличивается вдвое, то есть если ты внёс по 1 тысяче рублей в месяц в течение года, то государство добавляет ещё тысячу. Ограничение – государство софинансирует не более 12 тысяч рублей в год, то есть суммарно получится 24 тысячи рублей. Но никому не возбраняется вносить больше, по собственной инициативе накапливать средства.
Да, рынок пенсионного страхования у нас в стране ещё только в начале пути, ещё многому необходимо научиться. Но уже сейчас важно понять, что никто, кроме тебя, самого о твоём будущем не позаботится. Менталитет же большинства наших граждан всё ещё отдаёт советским прошлым – во всём надеемся только на государство.
-Те, кто в скором времени собирается выйти на пенсию, накапливает трудовой стаж именно с тех советских времен. И тут более или менее всё понятно. А как быть с «лихими девяностыми» годами – нет печатей в трудовой книжке или фирма, в которой ты работал, бесследно исчезла?
-Как правило, тем, кто оформлялся на пенсию в 90-х, то время и не брали для расчёта. Тот период, до 31 декабря 2001 года, позволяет выбрать человеку более приемлемый вид заработка за любые пять лет, хоть за 80-е годы. Это о заработке. А по стажу для всех, кто работал в 90-е годы, произведена конвертация пенсионных прав, мы её завершили. То есть по всем записям в трудовой книжке информация занесена в базу пенсионного фонда и служит основанием для включения в общий трудовой стаж. Но кто-то, скажем, потерял трудовую книжку. Вот тогда уже надо будет искать данные в архивах, разыскивать правопреемников организации, в которой человек работал, и т.д.
-А искать будет государство в лице пенсионного фонда или сам собирающийся на пенсию?
-Мы делаем запрос в архивы, поскольку у нас есть с ними соглашения. Но, к сожалению, в те годы многие предприятия рухнули и в архивах ничего не оставили. Тут уже мы со своей стороны ничем помочь не можем. Человек сам должен найти кого-то из прежних коллег, скажем, руководителя или бухгалтера организации, с кем он вместе работал, и с их помощью подтвердить свою прошлую трудовую биографию.
-В управлении фонда в Тюмени на ул. Ленина, 78 большие скопления пенсионеров. Аж пять окошечек выделено для разъяснения вопросов по валоризации, но возле них минимум посетителей, а к остальным скапливаются огромные очереди, пожилые люди стоят часами…
-У отделения Пенсионного фонда по Тюменской области всегда существовали проблемы с площадями. Уже в апреле мы собираемся начать приём в помещении на улице Мельникайте, а также ведём переговоры с банками, чтобы можно было вести приём на их площадях, как бы рассредотачивая посетителей по месту жительства. А скопления вызваны прежде всего процессом валоризации, это такая волна массовых посещений. Нам выделен год для того, чтобы мы спокойно каждому смогли разъяснить её суть. Эта волна вскоре спадёт. Думаю, что можно будет перераспределить потоки и между разными окошечками.
-Алефтина Сергеевна, что ждёт нашу пенсионную систему в будущем, в частности в тот период, когда наступит ожидаемый демографический спад, когда процент пенсионеров будет значительно выше по отношению к числу работающих?
-Известно, что государство сильно, когда оно выполняет свои социальные обязательства. Я думаю, что Россия в будущем, несмотря на демографические проблемы, будет способна обеспечить пенсионерам приемлемый уровень жизни.
Посмотрите, что происходит в Европе – количество пенсионеров вплотную приближается к числу работающих. Тем не мене, пенсионные системы европейских стран продолжают работать вполне исправно. Как понимаете, вопрос на самом деле в эффективности экономик. Правда, и там начинают испытывать некоторые трудности в этом деле. Кое-где в целях снижения нагрузки на бюджет возрастная планка выхода на пенсию поднята до 65 лет. У нас пока так вопрос не стоит, но уже сегодня существует механизм, который позволяет не писать заявление о назначении пенсии, а продолжать работать, пока хватит сил. А государство за каждый год, превышающий необходимый стаж (для женщин, к примеру, это 25 лет, для мужчин - 30), будет доплачивать ещё 6 процентов к размеру базовой пенсии.
Реформа пенсионной системы стала неизбежной. До 2002 года средства, уплачиваемые работодателями в Пенсионный фонд за своих работников, направлялись на выплаты текущих пенсий. При этом пенсии назначало и выплачивало государство. Существовавшая система не учитывала уровень дохода человека и перераспределяла средства по принципу равного обеспечения. Кризис распределительной системы был обусловлен сразу несколькими факторами. Среди основных - ухудшение демографической ситуации в стране и дефицит бюджета Пенсионного фонда России.
По данным Международной организации труда распределительная система эффективна лишь в том случае, когда на одного пенсионера приходится три работающих пенсионера. В России, по прогнозам, к 2024 году это соотношение будет только один к одному. Ну, а следствием неблагоприятной демографической ситуации стало снижение показателя коэффициента замещения пенсией заработной платы. В нашей стране на начало 2008 года этот коэффициент равнялся 23%. К 2020 году, как предполагается, реальная цифра замещения вряд ли превысит 18-20%. Возникла ситуация, когда россияне, надеясь только на государство, не могут рассчитывать на хорошую пенсию, эквивалентную получаемой заработной плате.
Итак, с 1 января 2010 года две части трудовой пенсии - базовая и страховая - объединились. Теперь консолидированная часть будет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы и ростом доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчёте на одного пенсионера. Трудовые пенсии с 1 апреля увеличиваются более чем на 6 процентов. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению проиндексированы на 12 процентов с 1 апреля и ещё на 3,5 % с 1 июля 2010 года. Помимо этого, в апреле размер ежемесячной денежной выплаты увеличится на 10 %. В результате всех индексаций к концу нынешнего года средний размер трудовой пенсии составит почти 8 тысяч рублей.
Но не всё так гладко движется, как может показаться. У Пенсионного фонда и сегодня по-прежнему мало денег. Министерству финансов предстоит найти 160-170 миллиардов рублей, которые (полностью или частично), видимо, придётся отнять у других бюджетополучателей. Основная макроэкономическая тема ближайших лет - резкое повышение пенсий в 2007-2010 годах серьёзно изменило размер и структуру обязательств федерального бюджета.
Если 3-4 года назад при высоких ценах на нефть российский бюджет был профицитным, то сейчас он дефицитен. Уже более 40 процентов расходов федерального бюджета составляют зарплаты бюджетников, пенсии и прочие регулярные выплаты населению, которые нужно время от времени увеличивать, компенсируя рост цен.
Вернёмся к мировым стандартам. Худо ли бедно ли, но в советское время средний размер пенсий вполне соответствовал тогдашнему уровню жизни, пенсионерам не только хватало на жизнь, они ещё и детям своим помогали, и внукам на специальные книжки откладывали. Пресловутый коэффициент замещения был очень даже высоким. Хватит ли сил и умения государству обеспечить достойную жизнь пожилым сегодня и завтра – вопрос, который пока не имеет уверенного ответа.
У них:
Германия. Пенсионная система ФРГ представляет собой систему трёх уровней. К первому относится обязательное пенсионное страхование, ко второму – добровольное обеспечение по старости от предприятий (выплачивается сотрудникам при выходе на пенсию), к третьему – частный способ обеспечения достойной старости (все формы создания частного капитала).
США. Здесь существует три основных вида частных пенсионных систем: пенсионные планы по месту работы, личные пенсионные счета, а также ежегодная рента, организованная той или иной страховой компанией. Параллельно работает главная государственная система, построенная по распределительному принципу.
Япония. Пенсионная система Японии имеет два основных уровня. Первый – это базовая пенсия, на которую имеют право все жители страны независимо от уровня доходов. Дополнительно к базовой наёмные работники получают государственные и профессиональные пенсии – второй уровень.
Чили. Ответственность за формирование пенсионных накоплений лежит на работающих гражданах. У каждого из них существует свой пенсионный счёт, ежемесячно пополняющийся взносами в размере 10% от заработной платы. В дальнейшем перечисленные средства капитализируются частной управляющей компанией по выбору гражданина. В Чили существует два основных типа получения пенсий: пожизненная рента (страховая компания выплачивает пособие застрахованному лицу до конца его жизни) и программируемый уход на пенсию – выплаты осуществляются по схеме, оговорённой с застрахованным лицом.
Китай. В Китае пенсионной системы не существует. Здесь пенсий не платят никому, кроме горстки руководителей.