Текст Виктория Ермакова
На фото Светлана Ильинична Конюхова, Ирина Петровна Голубь,Лидия Петровна Чигрина
В 1994 году в Москве в рамках профессионального праздника проводился слёт учительских династий. Тюмень представляла семья, совместный стаж которой в системе образования приближался к 250 годам. Недавно, встретившись с участницей той памятной поездки Лидией Петровной Чигриной, я вновь поинтересовалась: сколько трудовых лет это большое и дружное семейство посвятило педагогическому делу? «Думаю, теперь уже набежало примерно 300...» - скромно ответила моя собеседница.
Родоначальницей династии, тем самым крепким стволом, от которого бежит в разные стороны молодая поросль, стала уроженка Иркутска Вера Александровна Середа. До сих пор все, кто помнит эту невысокую, по-матерински заботливую женщину, обязательно находят в её адрес самые тёплые и уважительные слова. Маленькая сирота, оставшаяся на воспитании у бабушки, бедная девочка, у которой не нашлось средств, чтобы выкупить причитавшуюся ей по окончании гимназии золотую медаль, не ожесточилась душой под пренебрежительными взглядами зажиточных сверстниц. Юность, совпавшая с революционными событиями в стране, также не сбила её с пути и не отвлекла от детской мечты - обучать грамоте ребятишек. Да и наладившаяся постепенно жизнь (Вера Александровна вышла замуж за командира Красной Армии, родила четырёх дочерей и, следовательно, могла себе позволить полностью отдаться ведению домашнего хозяйства), не сумела заставить пересмотреть приоритеты.
В 1933 году семья переехала в Сладковский район. Её глава Пётр Васильевич Чемоданов был назначен начальником Новоандреевской железнодорожной станции. Нашлась работа и для его жены, молодой, но уже успевшей набраться преподавательского опыта. Вера Александровна вела математику, русский язык, литературу, а в годы Великой Отечественной войны взяла на себя и физику. Всегда мягкая, терпеливая даже с самыми озорными и лишёнными прилежания ребятишками, способная сделать доступным любой сложный материал, она оказалась в числе тех любимых педагогов, кому возмужавшие ученики и из фронтовых окопов слали письма, а едва вернувшись домой, первым делом шли навестить. И пусть всю жизнь преподавала она в крошечной, из брёвен сложенной школе, куда пешком добиралась детвора из соседних деревенек, а сами эти деревни были настолько малы, что уже к середине восьмидесятых годов прошлого века большей частью исчезли с карты Тюменской области, неважно...
Главное, что добрая слава среди земляков и вклад в дело сельской педагогики были таковы, что государство высокой наградой – орденом Трудового Красного Знамени – отметило её заслуги.
-Моя бабушка проработала учительницей сорок семь лет: многие её воспитанники за это время сами успели стать седыми... – вспоминает заслуженный учитель России Лидия Петровна Чигрина. – Но мне хочется отметить не только это... Она вырастила и вывела в люди четырёх дочерей. Старшая, Вера Петровна, пошла по материнским стопам: она и её муж Василий Николаевич Аксёнов долгие годы работали учителями в маленькой деревушке. Третья по старшинству - Людмила Петровна Чемоданова - после окончания Ишимского педагогического техникума в 1953 году, не раздумывая, вернулась в Сладковский район. Учительница начальных классов, она была награждена почётным знаком «Отличник образования». Четвёртая дочь - Тамара Петровна - тоже посвятила себя работе с детьми, но выбрала другую стезю, став врачом-педиатром. Александра Петровна, моя мама, нашла собственный путь в жизни, избрав специальностью бухгалтерское дело. Зато бабушкину традицию продолжили мы с сестрой Светланой.
Вера Петровна не только долгие годы воспитывала меня как свою пятую, самую младшую дочку, но и стала моей школьной учительницей. Обучение началось гораздо раньше, чем у многих других ребят: поскольку нянчиться дома со мной было некому, она брала меня на уроки. Чтобы не мешать, я обычно устраивалась у неё под столом с какой-нибудь книжкой. Читать, кстати, опять же благодаря бабушкиному усердию, начала уже с четырёх лет... За парту пересела в шесть лет, когда была обнаружена в своём укрытии районной проверкой. Директор школы решил, что нет смысла прятать ребёнка: пусть, мол, сидит позади всех, слушает, запоминает... Для компании я позвала подружку-ровесницу, а в конце учебного года вдруг выяснилось, что наши с ней знания – лучшие в классе.
Прекрасный почерк (в семье подобным больше никто не мог похвастаться) у Лидии Петровны тоже от бабушки. Писавшая каллиграфически, та не успокоилась, пока не добилась успеха от внучки, которой эта дисциплина никак не хотела даваться. Хорошим педагогом была и Людмила Петровна, тётя маленькой Лиды, - она изумительно рисовала, пела, играла на балалайке – ученики приходили в восторг от того, как она оформляла свои уроки. Хозяйство у Чемодановых было небольшое – почти всё время отнимала работа. Зато старинные книги и множество подписных изданий составляли главные ценности в доме.
-Достать хорошую книжку во времена моего детства было непросто, и тем замечательнее казались подарки, которые делала нам Вера Александровна. Одну из книг, называвшуюся «Математическая смекалка», она подписала мне так: «Помни, что у тебя была бабушка, которая тебя любила». Эту любовь постоянно чувствовали и мы, внуки, и правнуки, которых она помогала нам воспитывать. Она никогда никого не ругала, никогда не выходила из себя. Для меня в детстве самым серьёзным наказанием за любые шалости и проступки были её слова «Иди к себе и подумай: правильно ли ты поступила?»
Казалось бы, таким родственникам хочется подражать во всём: от мелочей до серьёзных решений... Кроме того, в Новоандреевскую школу из Воронежа приехала ещё одна учительница, ставшая примером для старшеклассников – Александра Александровна Крымова, нарядная, как картинка из модного журнала, страстно любившая литературу, наизусть читавшая «Евгения Онегина». Лидия Петровна с удовольствием отметила, что эта замечательная женщина жива до сих пор, и, пусть не часто, но им удаётся встречаться... Однако, несмотря на то, что любимые учителя видели в способной, успевающей по всем предметам девочке свою преемницу, она призналась, что в юности грезила о другой профессии...
Был конец шестидесятых, время требовало врачей, геологов, лётчиков. В Тюмени уже готовились первые выпуски медицинского и индустриального институтов. Именно туда несли свои аттестаты недавние ученики Веры Петровны Чемодановой. Приезжая в родные места, они обязательно забегали к учительнице, чтобы рассказать о своих успехах. Неудивительно, что, окончив школу, Лида, как и многие из них, отправилась в областной центр. Казалось, её выбор, сделанный в пользу геологии, трудно было как-то поколебать...
-Сомнения появились, когда я переступила порог индустриального института: в его коридорах не было девушек, только парни из самых разных республик Советского Союза. Вот тут мне и вспомнились слова бабушки и мамы о том, что если не учителем, то врачом хотелось бы им меня видеть. На экзаменах в медицинский недобрала единственного балла: не решила задачу по физике, рассчитанную на знания из жизни... Наверное, это оказался перст судьбы: в том же году я без труда поступила на физический факультет Тюменского педагогического института. Там встретила и своё счастье, своего будущего мужа Петра Чигрина.
Две учительские династии – Чемодановы и Чигрины – слились в союзе этой пары. Надо отметить, что родители Петра тоже оказались людьми незаурядными. Его отец Пётр Самсонович воевал в партизанском отряде, после был учителем, директором школы и секретарём партийной организации. Вместе с женой приехал из Запорожья в Омутинский район поднимать целину. Строил, открывал, ремонтировал сельские учебные заведения. Удостоился знака «Отличник образования». Супруга Мария Михайловна, на Украине преподававшая мову, здесь стала учительницей русского языка. Спокойная, очень мудрая женщина не имела профессиональных наград, зато носила почётнейшее звание «Мать-героиня».
-Нравственные устои и авторитет родителей в семье Чигриных были очень сильны. Муж мой, как старший из детей, помогал в воспитании братьев и сестёр. За любую их провинность с него спрашивали по всей строгости, но сам он во всём чувствовал поддержку отца и матери. Приведу один только маленький пример: когда для доклада по физике Петру понадобилась чёрная бархатная ткань, которую достать в то время было практически невозможно, Мария Михайловна позволила разрезать своё лучшее праздничное платье. Именно отец с матерью вырастили из него человека, за которым я всю жизнь чувствовала себя как за каменной стеной. С виду Петя был немного медлительный, стеснительный, но в каждом его слове и жесте чувствовался настоящий мужчина. Он увлекался парашютным спортом, фотографией, киносъёмкой. Очень любил обеих наших дочерей. Ну и, конечно, был прекрасным педагогом. Замечу: если в нашей семье возникали размолвки, то только на профессиональной почве.
После распределения супруги Чигрины отправились в Голышмановское педагогическое училище, где проработали более десяти лет. Именно там произошло их профессиональное становление. Позднее, уже вернувшись в Тюмень, они окажутся членами Голышмановского землячества, кроме того, не являясь уроженцами этого района, будут включены в книгу его славы.
В училище Пётр Петрович стал секретарём парторганизации, благодаря своим умелым рукам, помимо физики, начал преподавать производственное обучение, возглавил отделение технического труда и черчения, получил звание отличника народного просвещения. Лидия Петровна вспомнила случай - не единственный, но, на её взгляд, очень наглядный, прекрасно иллюстрирующий его отношение к ученикам:
-Поступила к нам на трудовое отделение девочка, Валя Яковлева... Недобрала баллов на другую специальность и оказалась среди мальчишек. Учёба давалась ей с трудом, и, естественно, дня не обходилось без насмешек в её адрес... Пётр Петрович вёл у этих ребят очень сложный предмет – электротехнику. И вот как-то на его уроке не ответил хорошо успевающий мальчик. Валя в этот момент отвлеклась, Петя её окликнул, а остальные мальчишки подумали, что учитель переадресовал ей этот непростой вопрос. По привычке начали смеяться: уж она-то, мол, точно двух слов не свяжет...
Тут Пётр Петрович им говорит: «А я Валю не спрашиваю. Мне известно, что она как раз знает ответ...» Ну, ребята пошумели, потом успокоились. На следующем уроке повторилось примерно то же самое: опять учитель заметил, что не будет спрашивать девочку, потому что она лучше всех готова... И вот когда, наконец, дошло и до её ответа, Валя действительно выучила предмет на зубок. Вскоре она стала одной из лучших наших учениц, и, конечно же, отношение одногруппников к ней тоже заметно изменилось.
Об этом авансе веры в ученика со стороны учителя, об умении устанавливать контакт с аудиторией, мы вспомнили ещё раз, когда Лидия Петровна поделилась своим опытом работы. Она всего третий год преподавала в Голышмановском педучилище, и вдруг пришло распоряжение: составить для открытого педагогического совета, посвящённого качеству образования, характеристику на своих выпускников.
-Это задание – раскрыть индивидуальные особенности личности и обозначить, что дало каждому из этих детей училище - показалось мне необычайно сложным. Окружавшие меня преподаватели - асы с большим практическим стажем - справились с ним без труда, а я всё ходила и мучилась... Помогли сами ребята. Мы собрались вместе, поговорили о жизни, о планах на будущее, и внезапно в моей голове всё встало на свои места. За одну ночь, оставшуюся до собрания, я дописала работу, и когда закончила говорить на педсовете, вдруг наступила тишина. Позже, пережив, правда, небольшой испуг от этого безмолвия, я узнала, что моё выступление признано лучшим, а коллеги ещё долго спрашивали, как мне удалось составить такую полную, такую замечательную характеристику... Я же поняла, что это – результат доверительного разговора с ребятами, и каждому начинающему педагогу хочу сказать: не надо бояться входить в класс. Ученики тянутся к молодым преподавателям, чувствуя, что именно с ними в школу приходят свежие идеи.
В Тюмень Чигрины вернулись в начале восьмидесятых. Здесь Пётр Петрович – инспектор областного отдела народного образования, заместитель начальника отдела трудового обучения и профессиональной подготовки Главного управления народного образования, главный специалист департамента образования и науки администрации Тюменской области. На первое место тогда ставились вопросы формирования сельских ученических производственных бригад, летних трудовых отрядов школьников, открытия рабочих мест на предприятиях, кабинетов профессиональной ориентации при школах. Не менее интересная работа досталась и Лидии Петровне. Как инспектор городского отдела образования, она курировала коррекционную педагогику – это было начало инновационных процессов на тюменской земле:
-Замечательный человек - сотрудник горздравотдела Елена Ивановна Анисина - тогда будоражила нашу систему образования. В Тюмень приезжали настоящие светила: профессора, преподаватели института коррекционной педагогики РАН. Я неоднократно ездила на курсы повышения квалификации, бывала на различных симпозиумах. Тогда в области были открыты школы и дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. В бытность мою заместителем председателя городского комитета по образованию вновь заговорили об инновационных учреждениях, но уже с другими целями. В результате появились лицеи при ТГНГУ и при медицинской академии... Однако и учительская работа мне нравилась. Я долго оставалась совместителем в школах, обеих своих дочерей выучила физике. Безумно люблю этот предмет: в педучилище мы с ребятами находили стихи, художественные описания физических явлений и изобретений, прослеживали связь с литературой, историей, природоведением. И ещё мне всегда была важно эмоциональное единство с учениками, особенно с проблемными... Их признательность учителю за помощь и поддержку зачастую была даже больше, чем та, которую мы видели от наших отличников.
Сегодня Лидия Петровна Чигрина – специалист отдела мониторинговых исследований ТОГИРРО. Без дела она сидеть не привыкла, и, зная это, директор института Ольга Владимировна Ройтблат пригласила её, уже вышедшую на пенсию, в свой коллектив. В разные годы многие её родственники пробовали силы в учительской профессии – их честный труд тоже можно занести в копилку династии. Кто-то со временем нашёл другой путь, но остались и стойкие продолжатели семейного дела. Во-первых, младшая сестра Лидии Петровны Светлана Ильинична Конюхова – учитель информатики, классный руководитель, председатель профкома школы № 15, отличник образования, во-вторых, старшая дочь супругов Чигриных Ирина. Когда-то она сказала, что будет физиком, как папа, а сегодня уже является заместителем директора той же самой школы по учебно-воспитательной работе.
Поскольку «пятнадцатая» сейчас на ремонте, её коллектив временно слился с коллективом школы № 31. Я зашла туда, чтобы продолжить знакомство с представительницами одной из старейших в области педагогических династий и убедиться, что огромный опыт, накопленный этой семьёй, помогает им решать задачи, поставленные перед современным учителем.
-Функции школы значительно расширились: под качеством образования теперь понимается не только определённый набор знаний, но и раскрытие индивидуальных способностей ученика, забота о его здоровье, – объяснили мои собеседницы. – В процессе обучения применяются новые технологии. Большое внимание уделяется оформлению и техническому оснащению кабинетов – сегодня у каждого учителя имеется ноутбук и доступ к копировальной технике, что существенно облегчает подготовку к занятиям. Естественно, в таких условиях к нам тоже изменились требования. Если когда-то упор делался на «вкладывание» знаний в голову ребёнка путём многократного повторения материала, сегодня главная цель педагога – научить его самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, дать практические навыки, необходимые в жизни и в будущей профессии.
Сложнее стали отношения с родителями. Хочется их непосредственного участия в жизни школы, интереса к будням своего ребёнка, а пока всё идёт к тому, что дистанция между школой и некоторыми семьями становится больше и больше. Вот хотя бы нововведение: SMS-дневник, информирующий взрослых о домашних заданиях, полученных ребёнком… На первый взгляд, он помогает тем, кто загружен работой, находиться в курсе школьных событий, а на деле – это новый барьер на их пути к живому общению с учителем. Только общее неравнодушие к будущему ребёнка становится нашим союзником при попытке найти контакт с некоторыми из родителей...
Какие сегодня ребятишки? Контактные, стремящиеся к общению, очень смелые. Порой кажется, что многие больше, чем мы в своё время, склонны к необдуманным решениям и поступкам, однако при ближайшем рассмотрении за всевозможной «шелухой» вдруг открываются блестящие и неожиданные идеи, которые только требуют некоторой доработки. А ещё они очень патриотичны, хотя не всегда открыто признаются в этом. Недавно совместно с Фондом памяти погибших в Чечне бойцов мы открывали мемориальную доску ученика школы № 31, не вернувшегося из горячей точки. Какие лица были у ребят во время митинга! Как они слушали вдову и боевых товарищей, как трепетно возлагали цветы... Да, в нынешних школах много ребят с трудными судьбами, но тем важнее стоящая перед нами задача: научить, воспитать, пробудить и развить их лучшие качества, дать веру в собственные силы. Труд учителя никогда не был простым, но он делает нас счастливыми. И это чувство – общее у всех членов нашей семьи!