Медиакарта
0:52 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Главное событие года – Пасха

Главное событие года – Пасха
15:53 | 01 апреля 2010
Источник: Наша жизнь

«На Страстной среди предпраздничных хлопот сугубо постились, говели. К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своём благообразии Великого Христова праздника. И вот праздник, наконец, наступал – ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею», – пишет И. Бунин в своём произведении «Жизнь Арсеньева».
Накануне Светлого Христова Воскресения наш корреспондент Тамара Носкова встретилась с иереем Вадимом (Овчинниковым), настоятелем прихода в честь иконы Казанской Божией Матери.

Отец Вадим, расскажите о сути православного праздника Пасхи.
Воскресение Христово – суть православной веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – с такими словами обратился к христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времён славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла. Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз». Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью. Но ведь в проповеди Павла было главным именно то, что Христос воскрес из мёртвых. Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привёл к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним» (1 Фес. 4:14). Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово «Пасха», – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешёл от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12). Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – праздником праздников и торжеством из торжеств. Ночное пасхальное Богослужение пронизано оптимизмом. Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоуста, которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!» Смерти больше нет. Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» – благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос воскресе!» – и она же отзывается в нём главными словами его жизни: «Воистину воскресе Христос!»

Как праздновать Пасху?
К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику православных семинедельным постом – временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила. Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень лёгкое и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом, так как большинство церквей в пасхальную ночь переполнены. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовой. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» – приветствуют друг друга целованием и словами: «Христос воскресе!» Вернувшись домой (а иногда прямо в храме), устраивают пасхальный пир. В течение пасхальной недели во всех церквях, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола. Празднование Пасхи продолжается сорок дней – ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознёсся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе – самой торжественной – ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

рисунок с сайта www.pravmir.ru