Медиакарта
5:36 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Будет ли жить деревня Чирки?

Будет  ли  жить  деревня Чирки?
15:54 | 01 апреля 2010
Источник: Наша жизнь

Мы, жители Чирков, знали о предстоящей реорганизации школ района давно. Сначала предполагалось передать наших детей в Новоселезнёвскую школу. Это решение нашими учителями было принято относительно спокойно. Но страсти стали накаляться, когда заговорили о том, что чирковских учащихся переводят в Смирновскую школу.

В Чирковской школе было проведено собрание жителей села по этому поводу. На собрание был приглашён корреспондент газеты О. Дребезгов, который рассказал о его ходе на страницах газеты. На статью Олега Алексеевича написала свой резонанс учитель-пенсионер из Смирного Н.Я. Быкова.

Я с большим уважением отношусь к Нине Яковлевне, но её статья «Не могу остаться в стороне», как и другие, вызвала бурю эмоций – добрых и не очень, в ней – искажённое представление о собрании в Чирковской школе.

Коснусь только некоторых фраз и строк. «Придумали какую-то чушь об исторически сложившихся традициях религиозной вражды между сёлами», – пишет Нина Яковлевна. А кто придумал? Кто выяснял это? Идёт бурное собрание о будущем школы и деревни, и вдруг заговорили бы о переселенцах-староверах Чирков и Дальнего Травного и смирновцах, осеняющих себя троеперстием. Представили картинку? Думаю, мало кто из присутствующих знал об этом факте: родители-то молодые. Мы, чирковцы, сами были очень удивлены, читая эти строки в статье О.Дребезгова.

Почему учащиеся нашей школы в количестве 80 учеников должны войти в состав ученического коллектива Смирновской школы, где 60 учащихся? Состав учителей у нас слабее? Нисколько, хоть и без званий. В.В. Путин во время рабочей поездки в Тюмень отметил, что показателем высокого качества знаний учащихся, а значит, и успешной работы педколлектива, является получение высшего образования выпускниками школ. У нас процент поступления в вузы высок. Наши выпускники успешно работают учителями в родной школе (более 50%), в школах Казанского района, города Тюмени, в других областях. Среди выпускников – работники разных сфер деятельности. Иные из них занимают высокие руководящие посты и в своей деревне, и в нашем районном центре.

Если таким образом самоутверждаются наши учителя, то что в этом зазорного? Стоит ли это делать, отстаивая возможность нашим школьникам получать образование в нашей школе? Думаю, да.

И хотя начальник отдела образования Н.С. Волоконцева доказывала, что школу закрывать не будут, слова её звучали неубедительно. Что станет с нашей красавицей школой (за 2 последних года в её ремонт вложено несколько миллионов рублей), ухоженной, уютной, нарядной? В свете стремительно развивающихся событий наши учителя сомневаются в завтрашнем дне: сколько детей сядет за парту 1 сентября, какой будет школа (уже начальной?), где искать работу? Как обидно, что Чирковская школа, которая всегда была на хорошем счету в районе, может исчезнуть.

Почему-то думается, что наступает начало конца… Школы? Деревни? Вдруг поймала себя на мысли: то, что происходит у нас, знакомо мне по рассказам старожилов и работам краеведа И.И. Чашкова о времени раскулачивания, когда деревенские, бросая дома, уезжали в город в поисках лучшей жизни. Чирки, считавшиеся благополучной деревней, быстро пришли в упадок и заросли бурьяном. Кто-то скажет: «Эх, хватила…». Ничуть. Примеров тому много в стране (в 2009 году уволено, потеряло работу, по сообщению газеты «Труд», 35000 учителей), в нашей области, в нашем районе. В 2007 году А. Панкрушев к юбилею Смирновской школы писал: «Пока будет жить школа, будет жить село». Так будет ли жить деревня Чирки? Невесёлые размышления в Год учителя мучают всех наших жителей. Получается, Год учителя для нас – год нервотрёпки.

Кстати, недавно прошла районная олимпиада младших школьников. Учащаяся 4 класса нашей школы Диана Долгиерова заняла 1 место по предмету «Окружающий мир». Хоть и не заняли призовых мест, но успешно справились с заданиями и четверо других участников олимпиады. Этот факт, считаю, тоже о многом говорит.

Н. ДОЛГИЕРОВА,
председатель Думы Чирковского сельского поселения


Надо реально воспринимать действительность

Хочется поставить точку в горячем споре по поводу реорганизации Чирковской и Смирновской средних общеобразовательных школ. Главной причиной реорганизации является малочисленность обучающихся в каждой из них.

Образовательные школы области переведены на нормативное финансирование в расчёте на одного ученика. Обучение одного школьника обходится бюджету 2010 года в 15200 рублей. Чем больше учащихся в школе, тем больше возможностей имеет учреждение в процессе своей деятельности для увеличения уровня заработной платы педагогов и персонала, материально-технического обеспечения, прочих расходов. На сегодня каждая из вышеуказанных школ имеет структурное подразделение –детский сад. Всего в обеих школах получают образовательные услуги 190 детей дошкольного и школьного возраста.

С 2008 года в соответствии с указом Президента РФ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», приказом Министерства образования РФ №103 (Д) от 16.01.2002г. «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности», распоряжением правительства Тюменской области № 1323-р «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» муниципалитетам доведены показатели эффективной деятельности в различных сферах, в том числе в образовании. Учитывается объём неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами, а также обусловленные излишней численностью прочего персонала образовательных учреждений, в связи с низкой наполняемостью классов.

В сегодняшних условиях строгой экономии бюджетных средств органы управления обязаны найти оптимальный вариант их использования, не ухудшая при этом качества предоставляемой услуги населению.

Вопрос реорганизации школ коллегиально рассматривался на заседании экспертной комиссии по образованию. Были учтены вопросы качества обучения, состав педкадров, средняя наполняемость классов, численность учащихся, приходящихся на одного учителя (требование по наличию обучающихся в образовательном учреждении 3 ступени – не менее 84 человек). Оптимальный в сегодняшней ситуации вариант сохранения образовательного учреждения, дающего детям качественное среднее общее образование, был найден за счёт реорганизации путём слияния двух рядом расположенных школ.

Вопрос о фактическом закрытии школы в селе Чирки не стоял, не стоит и в ближайшем будущем стоять не будет. Есть юридическая процедура слияния двух учреждений в одно, чтобы в данном микрорайоне сохранить полнокомплектное среднее общеобразовательное учреждение. На экспертном совете было рассмотрено также предложение об объединении данных школ с базовой Новоселезнёвской средней школой и подвозе учащихся 10-11 классов в эту школу.

Учитывая удалённость Новоселезнёвской школы от Чирков и Смирного, не очень хорошего качества дорогу, особенно зимой в гололед либо дождливую погоду, комиссию не удовлетворил данный вариант реорганизации.

Объединение малочисленных классов обеих школ (Чирковской и Смирновской) позволит создать полноценный классный коллектив. В распоряжении детей будут два здания, где созданы все условия. Для подвоза (или, правильнее сказать, развоза) учащихся к месту занятий есть необходимый транспорт.

При проведении процедуры реорганизации школ будут соблюдены все требования трудового законодательства. На сегодня просчитывается предполагаемая нагрузка на учителя. Сокращения числа учителей не ожидается. С учётом воспитанников детских садов в данной школе будут обучаться и воспитываться 190 детей дошкольного и школьного возраста. Это полнокомплектная средняя школа для сельской местности.

Судьба педагогического коллектива Чирковской школы при реорганизации будет решаться с соблюдением трудовых прав каждого работника. Возможно, изменится штатное расписание, отдельные должности из него будут исключены. Если в штатном расписании должность работника сохранена, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется. В этом случае изменяются условия трудового договора, о чём работник не позднее, чем за два месяца, должен быть предупреждён в письменной форме.

Статус Смирновской школы – центра воспитательной работы в микрорайоне, – официально закрепленный департаментом образования и науки, позволит данному учреждению полноценно предоставлять услуги в сфере дополнительного образования и досуговой деятельности детям и молодёжи.

С 1 сентября 2010 года Чирковская школа будет переведена в статус основной школы, в ней станут обучаться школьники с 1 по 9 класс. Учащиеся 10-х, 11-х классов начнут обучаться в Смирновской средней школе. Возникшие вопросы по организации учебного процесса, подвоза, питания, организации досуговой деятельности и другие, связанные с объединением школ, будут решаться только в интересах детей на родительских собраниях в августе, перед началом учебного года.

Таким образом, данные школы в процессе реорганизации ничего не потеряют. Оба педагогических коллектива обладают хорошим рабочим потенциалом, могут работать творчески, материальная база позволяет предоставлять детям качественную услугу, интересно организовать вторую половину дня. Поэтому беспокойства у родителей, населения по поводу закрытия школы быть не должно.

А педагогам я бы посоветовала реально воспринимать действительность, учитывать сегодняшнюю ситуацию и психологически настраивать себя на профессиональную деятельность в объединенном коллективе педагогов и учащихся полнокомплектной школы.

Н. ЕРЁМИНА, заместитель главы
администрации района