Медиакарта
16:36 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Разрешение на временное проживание в России. Разъяснения миграционного законодательства

10:48 | 29 июня 2011
Источник:

Поправки и изменения, касающиеся пребывания иностранных граждан на территории России и получения ими разрешения на временное проживание (РВП), начали вноситься в российское законодательство, начиная еще с 2006 г. За это время накопилось много вопросов.

Согласно Федеральному закону РФ от 18 июля № 110-ФЗ, основные упрощения и льготы затронули прибывших на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы. Им стало легче получить РВП, сократился перечень необходимых документов — но при этом установлены квоты на количество выдаваемых РВП. Последнее не касается только участников Государственной программы оказания содействия добровольному переселению соотечественников и членов их семей — они могут подавать заявление на РВП без учета квоты. Изменились основания для отказа в выдаче РВП и аннулирования уже выданных, прописанные в статье 7 ФЗ-115; теперь подтверждение дохода происходит по истечении года с момента получения разрешения на временное проживание. Закреплено законом право на обжалование в ФМС решения об отказе в выдаче РВП. Отменена ежегодная перерегистрация иностранных граждан, определен порядок подачи уведомления о подтверждении проживания на территории РФ — как временно, так и постоянно проживающим. Изменился правовой статус миграционной карты, теперь она — документ, не только содержащий сведения о пребывании иностранца, но и подтверждающий его право на пребывание в России. Порядок получения разрешения на работу распространен на лиц, имеющих разрешение на временное проживание. Постановление Правительства РФ от 17 января 2007 г. № 21 «Об утверждении правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации» прописывает порядок подачи этого уведомления постоянно и временно проживающими на территории России. В нем же утверждена форма этого уведомления. Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2007 г. № 91 «О порядке определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства», головным исполнителем которого назначено Министерство здравоохранения и социального развития, определяет, как будет рассчитываться среднемесячный и среднедушевой доход. Федеральным законом РФ от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ оговорено, что иностранному гражданину нельзя отказать в разрешении на временное проживание на основании отсутствия у него достаточных доходов, если его среднемесячный доход и среднедушевой доход членов его семьи не меньше прожиточного минимума. С 2007 года изменился правовой статус миграционной карты. Ранее срок пребывания на территории РФ «безвизовика» продлевался, если он заключил трудовой договор или договор на оказание услуг в сфере гражданской деятельности, но не более чем на один год с момента въезда, о чем должна была быть сделана отметка в миграционной карте. Теперь в миграционной карте никакой отметки о пребывании на территории РФ не делается. Ее заменила отрывная часть — уведомление о прибытии в место пребывания, подтверждающее, что гражданин встал на учет на установленный законом срок в 90 суток. И поэтому, чтобы подтвердить его право на дальнейшее пребывание на территории РФ, в его миграционную карту должна проставляться отметка. Отметка о том, что срок пребывания продлен до такого-то времени, делается произвольно, от руки, и скрепляется подписью полномочного сотрудника и печатью, когда у «безвизовика» приняты документы на разрешение на временное проживание или он получает разрешение на работу и заключает трудовой договор. За этими отметками иностранные граждане должны обращаться в территориальный орган ФМС России. При наличии оснований для дальнейшего пребывания, например, если в семье, приехавшей на постоянное жительство, один из членов семьи — льготник, пребывание продлевается. Для этого оформляется разрешение на работу и заключается трудовой договор, в результате семья законно находится на территории РФ. Хотя в законе нет оснований для продления срока пребывания в случае болезни самого иностранного гражданина или кого-то из родственников, но когда в ФМС обращаются с подтверждающими документами, то срок пребывания продлевается: «визовику» — виза, «безвизовику» — делается отметка в миграционной карте. На основании этого гражданин идет в территориальный орган и подает новое уведомление на тот срок, на который ему продлено пребывание. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 193, определяющее порядок формирования квоты, содержит пункт о том, что решение об установлении квоты на год пересмотру не подлежит и должно исполняться сотрудниками территориальных органов. Ранее, если в приезжей семье мать — уроженка России, а дети уже родились за пределами РФ, то документы на них должны подаваться в пределах действия квоты. Эта была одна из наиболее важных проблем. Ст. 6 ФЗ - 115 дали возможность также таким детям получить РВП без учета квоты. Срок рассмотрения заявлений на РВП — 60 дней, при чем в законе четко прописано, что по истечении 60 дней с момента приема документов к рассмотрению территориальный орган обязан выдать разрешение на временное проживание. Естественно, при соблюдении условий подачи документов через месяц должны быть поданы медицинские справки. Если их нет — это основание для отказа. Кроме того, существует основание для аннулирования РВП, если иностранный гражданин, получивший данное разрешение не выполнил требования ст. 6.1 ФЗ – 115, а именно в течение года с даты въезда в Россию не представил в миграционную службу документ, подтверждающий постановку его на учет в налоговом органе. Временно проживающий обязан подать уведомление о подтверждении проживания на территории РФ в территориальный орган ФМС лично: придти, заполнить уведомление, предъявить документ, удостоверяющий личность, разрешение на временное проживание (печать в паспорте, или же, если это лицо без гражданства, то отдельный документ) и документ, подтверждающий доход. Как быть, если иностранный гражданин дохода не имеет? Есть прописанная в законе норма, говорящая о том, что работающий не менее 180 дней в течение года должен подать уведомление не позднее, чем через два месяца после окончания года с момента выдачи ему разрешения на временное проживание. Если есть уважительная причина, срок может быть продлен до шести месяцев (по личному обращению гражданина к руководителю территориального органа). Если по каким-либо причинам у гражданина дохода нет, то в графе «доход» он пишет «дохода не имею». Поступают обращения с жалобами: «у меня отказываются принять уведомление». Отказаться принять его нельзя, сотрудники территориальных органов обязаны это сделать. Но если у них появились основания для аннулирования имеющегося у гражданина разрешения, они должны проверить эти основания. Вот, например, вступило в силу Постановление Правительства № 91, по которому необходимо подтвердить наличие средств для содержания себя и членов семьи в размерах прожиточного минимума. И требуются документы, подтверждающие доход семьи в установленных рамках. Если документы не предоставляются — разрешение могут аннулировать. Иностранный гражданин, проживающий по виду на жительство, может принести уведомление в течение календарного года или послать его по почте. Для него даже нет определенных сроков. Главное подавать уведомление раз в году, иначе, по статье 18.8 КОАП РФ, могут привлечь к административной ответственности. При наличии двух нарушений могут аннулировать вид на жительство. Государственная программа по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа тоже работает, и для того чтобы правовое положение добровольных переселенцев на территории РФ было более устойчивым, они могут подавать заявление о выдаче разрешения на временное проживание одновременно с заявлением на получение свидетельства участника госпрограммы, находясь в государстве постоянного проживания. Решения о выдаче ему свидетельства и РВП принимаются в течение двух месяцев, и выдаются оба документа вместе. Участники программы из стран, приезд из которых в Россию требует визы, получат визу временно проживающего лица. Участник программы, прибыв в субъект Федерации на территорию вселения, которая ему определена, в течение 7 дней получает разрешение на временное проживание, регистрируется по месту жительства, если таковое имеется, встает на учет по месту пребывания, но уже с определенным правовым статусом. Если же он не захочет подавать на РВП до переезда, то будет получать его здесь на общих основаниях, но без учета квоты. Реализация прав иностранных граждан, в силу специфики миграционного законодательства зачастую невозможна без получения ими разъяснений от органов исполнительной власти относительно порядка и характера необходимых к совершению действий. С этой целью иностранные граждане и лица без гражданства обращаются в органы миграционной службы с использованием возможностей их официальных Интернет-сайтов, а также используют другие различные информационные каналы. Зачастую разъяснения, направленные на такие обращения, не воспринимаются иностранцами в силу слабого восприятия. Личное обращение граждан по таким проблемам немного улучшает ситуацию, особенно сложно собрать необходимые документы для легализации отдельной категории – лицам без определенного правового статуса, длительное время находящимся на территории Российской Федерации, а, как показывает практика, их проживает в субъекте немало. Главное, то, что практически у многих отсутствует желание самостоятельно что-то предпринять для оформления своего правового статуса.