Медиакарта
16:00 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Свои права надо отстаивать

На страницах районной газеты мы не раз писали о проблеме с заменой уличных газовых счётчиков. Такое требование выставило своим абонентам ЗАО «Газпром межрегионгаз Север» ещё в начале года. Сотрудники сбытовой компании провели проверку, выдали потребителям акты, где было указано, что уличный счётчик не «считывает объём проходящего газа при работе одной горелки газовой плиты на малом горении». Поэтому потребителей обязали платить за газ по нормативу или перенести прибор учёта в отапливаемое помещение. Получив первые квитанции, люди схватились за головы от предъявленных сумм.

Мария Алексеевна Татаренко из Солодилова, к примеру, сразу бросилась звонить в редакцию с вопросом, как же так? За газ бабушка платила исправно каждый месяц, не больше 500 рублей, а в новой квитанции указывалась целая тысяча. Пенсионерка решила всё же купить новый счётчик, тоже уличный, специалисты установили его на прежнем месте. Таких, как Мария Алексеевна, послушных граждан, в районе оказалось немало. Некоторые совсем отказались от пользования газом, предпочли отапливать жильё дровами, кто-то до сих пор платит по нормативу. Однако нашлись те, кто не согласился с требованиями сбытовой компании и обратился в суд. Как сказала помощник судьи Юлия Николаевна Шустова, по Аромашевскому и Голышмановскому районам рассмотрено семь подобных исков. Житель Усть-Ламенской территории обратился с иском о признании акта контрольной проверки, которую проводило ЗАО «Газпром межрегионгаз Север», недействительным, требовал произвести перерасчёт потреблённого газа по фактическим показаниям прибора учёта.

Учёт газа ведётся в соответствии с документом, который называется «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». Там определены все права и обязанности поставщика и потребителя. Суд, рассмотрев иск, установил, что контрольную проверку сотрудники ЗАО «Газпром межрегионгаз Север» провели с нарушениями:

– Заключение о неисправности счётчика проверяющий дать не мог, этот факт может подтвердить только Центр стандартизации и метрологии. В нормативных актах, касающихся потребителей бытового газа, в паспорте на счётчик — нигде не закреплена методика проверки работоспособности счётчика при малом расходе газа, не содержатся требования по установке счётчика в отапливаемом помещении, – пояснила Ю.Н. Шустова. – Проверка объёма проходящего газа при работе одной горелки газовой плиты на малом горении в течение 17 секунд, – эта методика разработана только на опыте сотрудников сбытовой компании ЗАО «Газпром межрегионгаз Север». Суд признал, что нарушены права потребителя, добросовестно исполнявшего обязанности по оплате за газ, содержанию и эксплуатации прибора учёта. Газовый счётчик был установлен в месте, защищённом от дождя и ветра, пломба была не нарушена, межповерочный интервал не истёк. Поэтому суд обязал ЗАО «Газпром межрегионгаз Север» произвести перерасчёт потреблённого газа за период с 20 января по 25 мая текущего года по показаниям прибора учёта, за фактически потреблённый объём газа.

Как пояснили в суде, Гражданский кодекс предусматривает возможность взыскания средств, которые понесли потребители в результате неправомерных действий, в данном случае, ЗАО «Газпром межрегионгаз Север». Житель Усть-Ламенки этим правом воспользовался, ему удалось в отношении себя справедливость восстановить. Однако вынесенное судом решение вовсе не распространяется на всех потребителей. Каждому придётся доказывать свою правоту самостоятельно, обратившись в суд за разрешением спорного вопроса. Многих пугают судебные издержки, и люди с неохотой вступают в разбирательства, предпочитают оставить ситуацию, как есть. Видимо, компания на это и рассчитывала. А нам, потребителям, это хороший урок, что не стоит безропотно подчиняться требованиям, а отстаивать свои права.

Ирина Шадрина