Любовь - святое дело
Именно так называется спектакль по пьесе Ф. Булякова, представленный актёрами абатского народного театра в этом году.
Трагикомедия в двух частях (режиссёр-постановщик Н. Инютина) - вот чем в этот раз актёры порадовали зрителей. И действительно, смех сквозь слёзы звучал в зале. Главные герои - два человека, но каждый из них в двух ипостасях: пожилая супружеская чета Старик и Старуха (В. Сабанин и Г. Сабанина) и их двойники - молодая пара Григорий и Василиса (Е. Метелёв и С. Бобер). Они представляют друг друга, но в разные периоды жизни.
Больному старику приснилось, что к нему приходила во сне Смерть, и что она пообещала на некоторое время оставить ему жизнь, если он успеет за несколько часов совершить святое дело. В поисках и догадках о том, что именно можно назвать святым делом и что необходимо сделать, чтобы откупиться от Смерти, незаметно проходят назначенные часы.
За это время перед мысленным взором смешаются картины прошлого и настоящего, и пройдет вся жизнь. Она была нелёгкой: война, тяжёлые трудовые будни послевоенного времени, семейные неурядицы, мечты о достатке. Григорий, работая на износ, не жалеет и Василису. Его цель – получить и продать мёд, выручив за него побольше денег. Вот только мёд оказывается чересчур уж горек.
Простое, но тщательно продуманное оформление сцены: часы на стене, кровать, стол, стулья, приводит к тому, что внимание зрителя сконцентрировано на сути происходящего между героями. Они словно не просто сидят в зале, а переносятся в просторную горницу деревенской избы и тоже наравне с героями пьесы переживают моменты отчаяния и надежды. А потому у зрителя есть возможность думать вместе с героями, сопереживать им.
В итоге же выясняется, что единственное, чего не удосужился сделать старик - это признаться в любви своей второй половинке, которая терпела его загулы, грубость, пренебрежение - потому что не могла по-другому, без него - жить. И он наконец-то делает признание, искренне раскаивается в своей душевной слепоте, но у старухи уже не осталось жизненных сил и терпения: все это она отдает старику и уходит от него сама - в мир иной.
На одних подмостках пары выступают от имени прошлого и настоящего. Всё это требует от актёров глубокого погружения в роль, способностей понять мысли и чувства своих героев.
Что им удалось просто замечательно.
А доказательство тому - слёзы на глазах зрителей в трагическом финале пьесы.
Е. Водолазова