Лариса ГИЗАТУЛЛИНА
• А.И. Трубицина: «Когда рядом дети и внуки, время словно отступает».
Фото Сергея СТЕПАНЮКА
Из окна тронувшегося в путь поезда Аня смотрела на мелькающий огнями Свердловск, куда после войны приехала по вербовке и прожила четыре нелёгких года, работая на кирпичном заводе. Мысленно она помахала городу рукой и, положив голову на плечо сидящего рядом мужа, по-думала: «Спасибо, Свердловск, за то, что помог мне встретиться с любимым человеком. Впереди меня ждёт другая жизнь!»
Андрей, нежно обняв и прижав её к себе, сказал:
– Если всё сложится удачно, завтра уже будем в Русаково, в той самой деревне, где прошло моё босоногое детство.
– Слова, сказанные мужем, навеяли на меня тогда грустные воспоминания, – рассказывает сегодня Анна Ивановна Трубицина. – В памяти всплыли страницы из детских лет, которые прошли без родительского тепла, заботы. Так получилось, что отец с матерью рано ушли из жизни, и мы – я и трое моих братьев – выживали, как могли. Ещё больше невзгод в семью принесла начавшаяся в 1941 году война с фашистами. Старший брат Михаил в ту пору уже служил в армии, оттуда и отправился на фронт. Среднего – Василия – призвали чуть позже, он домой не вернулся. Война, будь она проклята, забрала его навсегда. Из полученной похоронки узнали, что погиб наш Васенька под Брянском. Долго мы его оплакивали...
Оставшись дома за старшую, Аня пошла работать в колхоз, действовавший тогда в её родном селе Листопадовке Воронежской области. Нужно было как-то зарабатывать себе и младшему брату Ване на жизнь. За кусочек хлеба и горсть муки трудилась днями и ночами. А потом сложилось так, что судьба разбросала их c братом в разные стороны: 14-летнюю Аню отправили работать на текстильную фабрику, расположенную под Москвой, а восьмилетнего Ваню – в детский дом во Владивосток. На предприятии девочка проработала до самого окончания войны, шила из специальной ткани маскировочные покрытия для танков. И никаких поблажек на возраст: подростки на фабрике трудились наравне со взрослыми – по двенадцать, а иногда и более часов в сутки. Было тяжело, но никто не роптал, ни на то, что плохо кормили, ни на то, что ночью после окончания смены отправляли разгружать вагоны. Понимали, всё делается для того, чтобы скорее одолеть врага.
В Листопадовку Аня вернулась в 1945 году. Сразу же устроилась работать на сахарный завод, а через год, в поисках лучшей доли, отправилась вместе с подругами в Свердловск. Не знала Аня тогда, что в городе её ожидает не менее тяжёлая жизнь.
– Долго под ритмичный стук колёс поезда я вспоминала о былой жизни, наверное, пока не уснула, – продолжает свои воспоминания Анна Ивановна. – В Голышманово мы прибыли вовремя, благополучно добрались и до Русаково. Село понравилось с первого взгляда. Оно было таким, каким я его и представляла: тихое, красивое, окружённое живописной природой.
Первое время молодые жили у дяди Андрея, со временем обзавелись своим жильём. Устроились работать в местный совхоз: он – плотником, она – животноводом. Оба славились трудолюбием, добросовестным отношением к делу.
Шли годы. У супругов родились дети: Лидия, Валентина, Сергей, Николай, Ольга, Анатолий. В семье всё складывалось хорошо: жили в достатке, ребятишки росли здоровые, с мужем ладили. Но душа Анны не находила покоя. Ей очень хотелось найти своего младшего брата Ваню. Это долгожданное событие случилось, когда уже оба были взрослыми людьми: Анне – 45 лет, Ивану – 39. Оказалось, что брат после детдома остался жить во Владивостоке, стал военным, служил во флоте. Родственники стали переписываться, обменялись фотографиями, договорились о встрече. Но, как сказала моя героиня, встретиться им было не суждено – Ваня трагически погиб, спасая жизнь ребёнку.
Жизненные невзгоды и испытания на этом не закончились. Моей героине пришлось пережить потерю дорогих и любимых людей: дочерей Лидии, Валентины, сына Сергея и мужа. И только ей одной ведомо, какую душевную боль она испытала, сколько пролила горьких слёз и каких усилий стоило прийти в себя, чтобы продолжать жить.
– Видно такова была воля божья, – смахнув накатившиеся слёзы, сказала женщина.
Сейчас Анне Ивановне 82 года. Живёт в семье младшего сына Анатолия и снохи Тамары. Возраст, тяжкий труд, потеря близких – всё это отразилось на её здоровье. Но, несмотря ни на что, она старается помогать по дому.
– Не люблю сидеть без дела. Обед готовлю к приходу детей с работы, когда могу, посуду помою, всё одно – польза, – сказала Анна Ивановна. – На мою нынешнюю жизнь жаловаться грех. Вниманием родных не обделена, они заботятся обо мне так, что дай бог каждому.
А ещё моя героиня поделилась, что очень любит своих детей, внуков, правнуков и, когда они рядом, время словно отступает.