Лариса ГИЗАТУЛЛИНА
Малыш с толстым ранцем за плечами шагает в школу. По согнувшейся спинке можно понять, что учебный груз ему не совсем по силам. Сумка под тяжестью учебников то и дело сползает вниз по спине, мешая ребёнку идти. Подобную картину каждому из нас приходилось наблюдать не однажды, и не раз произносить в след маленькому ученику: «Бедный ребёнок!»
С первого сентября текущего года вступят в силу новые санитарно-эпидемиологические правила и нормы для школ, утверждённые главным государственным санитарным врачом России Г. Онищенко. Согласно документу, в жизни образовательных учреждений должны произойти существенные перемены.
О нововведениях в сфере образования и о том, как требуемые СанПиНом правила и нормативы выполняются в школах нашего района, мы попросили рассказать ведущего специалиста отдела образования Л.А. Миткалову.
Организация учебного процесса в начальных классах – эта тема стала первой в нашей беседе. Новые требования гласят, что для ребят 1-х классов, посещающих группы продлённого дня, должны быть предусмотрены спальные помещения площадью не менее 4 кв. метров на одного ребёнка. А в целях профилактики нарушения осанки рекомендуется для обучающихся начальных классов иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в школе, второй – для приготовления домашних заданий. Вес ежедневного комплекта учебных принадлежностей в портфеле у учащегося 1-2-го класса не должен превышать 1,5 кг, 3-4-го – 2 кг.
Ведущий специалист поведала, что ни в одном образовательном учреждении района групп продлённого дня нет. С введением государственных стандартов обучения 1-е, 2-е и 5-е классы будут находиться на полном дне обучения, который предусматривает учебные занятия и организацию досуговой деятельности.
А вот станут ли в новом учебном году легче школьные рюкзаки, со слов моей собеседницы, будет зависеть от родителей. Покупка второго комплекта учебников входит в обязанность мам и пап. Учитывая нынешние высокие цены на всё, вряд ли в каждой семье найдутся лишние средства для их приобретения. И, вероятно, рюкзаки за плечами облегчатся не у всех малышей.
По новым правилам на каждого школьника в классе должно приходиться не менее 2,5 кв. метра учебной площади, а количество учащихся не должно превышать 25 человек.
– Укладываетесь ли в эти санитарные нормы? – задала вопрос специалисту.
– Да, во всех без исключения школах они соблюдаются, – ответила Людмила Александровна. – В образовательных учреждениях также не нарушены требования, касающиеся естественного освещения, в пределах нормы поддерживается температурный режим. На 90 процентов школы обеспечены мебелью, которую при необходимости можно отрегулировать по росту ребёнка. При размещении ребят за партами педагоги учитывают не только рост, но и другие физиологические особенности: детей с нарушениями зрения, слуха усаживают в первом ряду, а отличающихся слабым здоровьем – подальше от наружной стены.
Большинство школ, расположенных на территории района, построены по старым проектам, поэтому соблюсти все санитарные нормативы на сто процентов, со слов специалиста, нереально. К примеру, по новым правилам спортивные залы должны быть оборудованы не только раздевалками, но и душевыми, актовые залы – артистическими уборными, а туалеты – санитарными приборами из расчёта: 1 унитаз на 20 девочек, 1 – на 30 мальчиков и по столько же умывальников. Ещё в наличии должна быть санитарная комната для девочек. Даже Аромашевская средняя школа, самая новая из всех одиннадцати образовательных учреждений района, не отвечает всем требованиям СанПиНа.
– Если бы новые санитарно-эпидемиологические нормы распространялись и на здания, построенные по прежним проектам, к которым относятся все школы нашего района, признаться, мы не сумели бы пройти проверку, – сказала Людмила Александровна.
Нынешние СанПиНы – это ещё и пособие по правильному обустройству рабочего места ученика при домашних условиях. В документе имеются рекомендации физиологов по высоте стола, размещению на нём компьютера и других необходимых предметов. Здесь же рассказано, как правильно выполнять домашнее задание, сколько времени уделять и как организовать работу над ним, чтобы ребёнок не переутомлялся. Словом, заботиться о здоровье ребёнка должна не только школа, но и родители.