Медиакарта
11:12 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Михаил Тарасов: «Взаимное уважение – залог порядка на дороге»

Михаил Тарасов: «Взаимное уважение – залог порядка на дороге»
15:58 | 05 июля 2011
Источник:

Олег ИВАНОВ /фото автора и из архива ОГИБДД УМВД г. Тюмени/

С начальником Тюменского ОГИБДД УМВД не просто договориться об интервью. Весь его день расписан буквально по минутам, что, впрочем, не удивительно: большой город – много проблем. Ну а застать его на месте накануне такого грандиозного события, как празднование 75-летия со дня основания российской Госавтоинспекции, и вовсе большая удача. Журналистам «ТП» повезло. Разрываясь между организацией юбилея и текущими делами, майор полиции Михаил Тарасов все же нашел несколько свободных минут, чтобы рассказать, чем живут сегодня сотрудники ГИБДД.

К слову, Михаил Васильевич, прежде чем занять столь ответственный пост, на собственном опыте познал все «прелести» работы рядового инспектора дорожно-патрульной службы. Несколько лет его вторым домом был участок Ялуторовского тракта. Впрочем, до определенного момента Тарасов даже не предполагал, что свяжет свою жизнь с ГИБДД.

– После школы я поступил в строительный техникум на специальность промышленное и гражданское строительство. Но долго там не проучился – призвали в армию. Служить довелось в береговой охране Приморского края. Когда вернулся домой, еще не знал, чем буду заниматься дальше. По соседству жил прекрасный человек, профессионал, подполковник милиции Виталий Петрович Исаков. Я до сих пор безмерно благодарен ему за то, что, увидев меня, он строго сказал: «Завтра ждем тебя в Тюменском РОВД». Так в 1994 году я стал стажером патрульно-постовой службы. Через некоторое время понял, что больше всего на свете хочу работать в ГАИ. Потом заочно окончил Тюменский юридический институт и твердо понял – это мое призвание.

– Не секрет, что служба инспекторов достаточно опасна. Расскажите, часто ли возникали внештатные ситуации, когда вы находились на посту?

– Случалось всякое. Но сейчас вспоминаются только положительные моменты. Могу лишь сказать, что работа действительно нелегкая. Она требует большого напряжения физических и моральных сил. Нарушители попадаются разные. Кто-то спокойно признает свою неправоту, другой настроен на скандал. От инспектора требуются беспристрастность и эмоциональная выдержка, что бы ни случилось. Сегодня сотрудники ГИБДД, находясь на стационарном посту, не только обеспечивают безопасность дорожного движения, но и предотвращают незаконную перевозку оружия, боеприпасов, наркотиков и прочих запрещенных веществ, совместно с другими силовыми ведомствами участвуют в различных операциях.

– Какими качествами должен обладать сотрудник ГИБДД?

– В первую очередь я бы отметил профессионализм, отличное знание законодательства и правил дорожного движения. Что касается личностных качеств, то инспектор должен быть принципиальным, рассудительным, вежливым и сдержанным.

– И не должен брать взятки?

– Это само собой разумеется. Благодаря реформированию системы МВД сегодня мы перешли от количества к качеству. Поэтому я уверен, что честных сотрудников ГИБДД, радеющих за свою работу, на дорогах нашей страны будет все больше и больше. Поверьте, их и сейчас гораздо больше, нежели тех, кто позорит честь мундира.

– Как сегодня складываются отношения водителей и инспекторов? Что вы можете сказать о современных автолюбителях – их культуре, знании ПДД, мастерстве вождения?

– Начнем с того, что изначально ГИБДД и автолюбители преследуют общую цель – сделать дорожное движение безопасным и максимально комфортным. Соответственно мы должны быть союзниками, а не противниками. На деле часто получается наоборот. К примеру, сейчас почти все граждане неплохо знают свои права. А вот с обязанностями сложнее. Заснять инспектора на видео, обвинить в предвзятости или некомпетентности, пригрозить жалобой начальству или судом стало привычным делом. Товарищи автолюбители, давайте уважать друг друга, взаимное уважение – залог порядка на дороге. Что касается мастерства, то опытные водители, с большим стажем, обычно ведут себя культурно при общении с инспекторами и аккуратны на проезжей части. За это им огромное спасибо.

– Михаил Васильевич, как вы относитесь к водителям-девушкам? Объективно ли расхожее мнение о том, что женщине за рулем не место?

– Совершенно с этим не согласен. Как опытный водитель считаю, что умение управлять автомобилем не зависит от половой принадлежности. А статистика говорит о том, что женщины водят аккуратнее, не лихачат и реже бывают виновниками ДТП.

– В Госавтоинспекции тоже трудится немало женщин. Какую работу они выполняют?

– В основном работают в отделе пропаганды и в административном отделе. Несут круглосуточные дежурства, участвуют в рейдах. Кстати, даже самые агрессивные нарушители стихают, если профилактическую беседу с ними проводит женщина. Мы очень гордимся нашими сотрудницами и ценим их.

– Вернемся к менее приятной теме. В России, как известно, две беды – дураки и дороги. Поговорим сначала о дураках. Что еще нужно сделать, чтобы народ не садился пьяным за руль? Быть может, необходимо продолжать карательную политику, ужесточая уголовные и административные наказания, или есть другие варианты решения этой проблемы?

– Статистика ошеломляет. За пять месяцев текущего года нами составлено 1800 административных материалов, сюда же входят случаи, когда человек уклонился от прохождения процедуры медицинского освидетельствования, что априори вызывает сомнение в его трезвости. Несмотря на ужесточение закона, люди все равно продолжают пить за рулем и не боятся ни административной, ни уголовной ответственности. Кто-то надеется на русское авось, кто-то мнит себя суперводителем. Последствия такой безалаберности зачастую оборачиваются трагедией, а веселая попойка становится причиной тяжелых травм или даже чьей-то гибели. Мы постоянно проводим различные профилактические мероприятия, разъясняем народу вроде бы очевидные вещи, однако воз и ныне там. Думаю, говорить о вреде пьянства за рулем нужно едва ли не с детского сада.

– Другой вопрос – дороги. В случае нашего города это пробки, парковки в неположенных местах.

– Да, пробки и отсутствие нормальных парковок – большая проблема Тюмени. Сегодня областной центр переполнен автомобилями, и развитие инфраструктуры не успевает за ростом количества личных авто у населения. Сейчас у нас зарегистрировано 252 тысячи транспортных средств. Получается, по машине на каждого третьего тюменца. Это огромная цифра. Для сравнения, в Казани, где проживает 1 млн 200 тысяч человек, зарегистрировано всего 280 тысяч автомобилей. То есть наша улично-дорожная сеть просто не справляется с нагрузкой. Власти города и региона активно решают этот вопрос. Продолжается реконструкция улицы Республики. Ее расширение пройдет от Профсоюзной до Мельникайте. Запланировано еще множество подобных проектов, в том числе строительство развязок и эстакад, призванных максимально освободить наши дороги от грузового транспорта, который большим потоком двигается на Север и, оказываясь в черте города, очень усложняет движение.

– Третьего июля у Госавтоинспекции замечательный юбилей. Накануне праздника принято подводить итоги. Чем гордится начальник Тюменского ОГИБДД УМВД?

– Одно из главных наших достижений на сегодняшний день – снижение аварийности по всем показателям. За пять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2010-го количество ДТП на дорогах города уменьшилось на 1,5 процента. Кто-то скажет – небольшая цифра, но ведь ценой каждой аварии может быть человеческая жизнь, а она бесценна. И, конечно, я горжусь своими сотрудниками. Все наши достижения – результат их самоотверженной работы. Сегодня у нас трудится 37 человек. Большинство из них аттестованы. Я могу называть множество фамилий и перечислять заслуги каждого. У нас сформировался отличный коллектив. Отлажена и система обучения новых кадров. В этом активно участвуют наши пенсионеры и ветераны, за что им низкий поклон. Их помощь неоценима. Отрадно, что в ГИБДД существуют семейные династии. Например, у нас работают бывший начальник ОГИБДД Калининского района Николай Николаевич Евтихов и его сын Максим Николаевич. Он молодой и очень перспективный сотрудник, который быстро перенимает богатый опыт своего отца. Такими сотрудниками мы дорожим и возлагаем на них большие надежды. Хочу от всей души поздравить всех коллег, пожелать им здоровья, семейного благополучия, карьерного роста и спокойной службы тем, кто сейчас на посту.