Медиакарта
20:02 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

А мы всё ждали...

С самого начала Великой Отечественной войны под подозрение в предательстве попали все военнослужащие и гражданские лица, оказавшиеся даже на непродолжительное время за линией фронта. Во всех кадровых анкетах появился вопрос: «Были ли Ваши родственники на оккупированной территории?». Сталин, заявив: “У нас нет военнопленных - есть предатели”, поставил вне закона миллионы людей. Отказ от Женевской конвенции о военнопленных и от взноса денег в Красный Крест обрёк советских людей на массовое уничтожение в фашистских лагерях.

Немало лет утекло с того страшного времени, но во многих семьях до сих пор не знают о судьбах своих близких и родных. Если солдат попадал в плен - он считался предателем, и даже после освобождения мог сгинуть в лагерях на Родине. И всё же некоторые, пройдя весь кошмар войны, возвращались домой.

Семья Владимира Васильевича Бабушкина пережила подобную трагедию. Его отец Василий Лазаревич прошёл войну и… плен.

-Папа родился в 1904 году в д. Б-Кайнак, — начал свой рассказ сын фронтовика, — там же и встретил свою вторую половинку, нашу маму Варвару Даниловну, прошёл гражданскую войну, вырастил четырёх сыновей. В августе 1941 года его призвали служить Родине. Был командиром отделения. Обучал новобранцев уставу и боевому искусству. Жили в шалашах. Однажды на них напали финские войска и разгромили лагерь в «щепки». Им просто нечем было отбить атаку - на весь лагерь одна пушка, на десять человек одна винтовка. Ребята все молодые и толком ещё не обученные. Для того, чтобы найти пути отхода, осмотреться и понять - в какую сторону можно отступить - отец залез на дерево. Но превосходство по численности и вооружению врага, сделало своё дело - их взяли в плен. С 18 сентября 1941 года находился в лагере военнопленных в г. Ханко. С этого момента началось самое страшное испытание: пленников морили голодом, заставляли работать, выполнять непосильный труд. Когда же перевес оказался на стороне советских войск, и стало понятно, что Победу осталось ждать недолго, отношение к пленным резко изменилось. Их начали откармливать, приводить в порядок, а потом финны обменяли их на своих солдат. Отец вернулся домой, но тут бывшие военнопленные считались изгоями, предателями Родины. Освобождённые солдаты проходили жёсткую проверку. После фильтрации в городе Выборг, 10 марта 1945 г. он был отправлен на угольные шахты, работал там крепильщиком.

-От папы 10 лет не было никаких известий, - рассказывая, Владимир Васильевич не мог сдержать слёз, видимо, прокручивая в голове события минувших дней. - А мы всё ждали, даже когда убегали в лес за ягодами, мама наказывала нам не забывать смотреть на дорогу.

После столь долгого молчания, наконец, от отца пришла весточка. Можно только представить - какие чувства нахлынули на семью Бабушкиных…

-Позже отец приехал и забрал нас с собой. Там я видел пленных немцев — вспоминает Владимир Васильевич.- Несмотря на то, что им в спины смотрели автоматы, они делали всё размеренно, всё в их работе было расписано по минутам… Медленно нагребали шлак в вагонетки и также, не торопясь, его куда-то увозили. На шахтах погибало очень много людей - по 20, а то и 30 гробов стояли рядами...

После всего этого кошмара, наконец, вернулись домой в родное село.

Семья Бабушкиных пережила те времена, глава семьи прошёл страшное испытание, но выдержал... Во вражеском логове его бодрила мысль о том, что где-то в далёком краю его ждут жена и четыре сына. Сейчас Василия Лазаревича Бабушкина нет в живых, но память о нём храниться в сердцах близких ему людей.

Галина ШЕШУКОВА