Медиакарта
11:04 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вокальная драма «Князя Игоря»

- Идем на ханов половецких! - могучим голосом выводит неподвижный, как монолит, князь Игорь.

Небо темнеет. Бояре, воины и челядь, испугавшись затмения, жмутся друг к другу.

  • Князь, не ходи! Князь, не ходи! Но разве Игоря остановить? Согласно памятнику древнерусской литературы, он все равно пойдет войной на Кончака, и будет ранен, и пленен, и будет плакать Ярославна, и… в общем, это грустная история.

… Сюжет, казалось бы, знаком, а зрителей в филармонии, где московский театр «Новая опера» 6 июля открыл первый тюменский оперный фестиваль, - практически полный зал. Так ведь и не за сюжетом они пришли, а за впечатлениями: услышать и увидеть премьерную оперу «Князь Игорь», которую до сих пор обсуждают в Москве. Там даже пришлось внести изменения в афишу театра, добавив четыре показа этого оперного спектакля, потому что поток заинтересованных зрителей все не иссякал.

В Тюмени певцы и музыканты «Новой оперы» исполнили «Князя Игоря» в шестой для себя раз. Все-таки работать на нашей сцене им было, наверное, непросто.

Во-первых, в филармонии нет оркестровой ямы, а потому музыканты расположились там, где до этого стояли три первых ряда зрительских кресел, которые временно убрали. То есть, музыканты сидели впритык к залу и частично даже в боковых проходах к сцене. Нет, нам-то, зрителям, конечно, очень интересно послушать, как звучит оркестр с такого близкого расстояния! Но остается только надеяться, что и исполнителям было удобно…

Во-вторых, и декорациям, и певцам на небольшой сцене было тесно - словно эпос загнали в маленькую кладовую. Негде размахнуться, а размах «Князю Игорю» необходим, это понятно с первых же минут. Да и в любой аннотации к опере написано, что «взяв в основу сюжета памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», композитор Александр Порфирьевич Бородин в течение 18 лет работал над оперой. Это произведение, где взаимодействуют два мира - Древняя Русь и Восток, и Бородин в монументальной партитуре, поражающей богатством красок и эпическим размахом, мастерски воссоздает картины жизни народов».

Впрочем, никакие неудобства нам, зрителям, впечатлений не испортили. Еще бы, ведь на сцене собрались лучшие певцы столицы! Да и материал привезли исключительный.

Главный режиссер театра «Новая опера» Валерий Раку рассказывал, что опера «Князь Игорь» когда-то «была одной из самых репертуарных». Однако в последние лет десять ее не ставили, несмотря на то, что знаменитый половецкий пляс, арии и дуэты никогда не переставали быть популярными. Но вот за работу взялся режиссер Юрий Александров, дав свою интерпретацию оперы Бородина. В одном из интервью он обещал поставить «Князя Игоря» как «спектакль наотмашь»: о горе, которое нам приносят руководители, и безответственности высокого начальства перед своим народом. Материал подходящий: не послушал князь (исполняет Сергей Артамонов) советов, не испугался затмения, не обратил внимания на то, что старец с клюкой отказался благословить его на поход. В итоге погубил свое войско, принес мрак, разруху и смуту в свой народ. Да и бояре тоже хороши: обещали Ярославне оборонить Путивль, да обещания не сдержали…

Потому-то художник Вячеслав Окунев создал на сцене собирательный образ Руси: страны полуразрушенной, одетой в темные зипуны, пьющей и плачущей на фоне мрачных декораций под звук тревожного колокола. Только одно светлое пятно на этом темном фоне - княгиня Ярославна в исполнении Елены Поповской, которую Валерий Раку называет лучшей Ярославной, которую сегодня может позволить себе Россия. Княгиня - персонаж доблестный. Она, по замыслу режиссера, несет на своих плечах весь груз смутных времен Руси, сострадает обиженным, обороняется от разгулявшегося не в меру Галицкого (исполняет Евгений Ставинский).

Множество разных мнений вызвало и другое ноу-хау режиссера Александрова: в спектакле отсутствуют половецкие пляски. Нет, нельзя сказать, что танца совсем нет. Его нет в привычном варианте. Вместо танцоров пляшет потрясающий хор театра «Новая опера». И при этом еще поет.

… Первые полчаса я старательно вслушивалась в слова. Пыталась разобрать, о чем напряженно, на грани срыва, поют персонажи оперы. Но слух выхватывал лишь отдельные фразы - настолько плотным был звук голосов, наполнивший воздух зрительного зала. А затем, в какой-то момент оказалось, что вслушиваться и не надо, понимать слова - не обязательно. Даже если бы их, слов, не было вовсе, и певцы исполняли вокализ, опера от этого ничего бы не потеряла. Режиссеру, художнику, музыкантам и певцам все равно удалось бы донести драматический накал «Князя Игоря» до слушателей.

Оксана Чечета