Медиакарта
0:22 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Люблю, душа моя!

17:45 | 11 июля 2011
Источник:

Сергей ХАНИН /фото автора/

– Любишь ли ты меня?

– Люблю, душа моя, возлюбленный муж мой, Богом данный. И душа у нас с тобой от Бога одна, – так отвечала Феврония, перебирая нежною рукою кудри князя Петра. Князь возлежал на шелковых покрывалах, глядел в оконце на звезды и сравнивал их блеск с блеском прекрасных глаз супруги своей…

Мало кто не знает историю этой великой любви. Петр и Феврония скончались в одно мгновение 8 июля (по новому летоисчислению) 1228 года. Этот день объявлен в России Днем семьи, любви и верности.

Накануне праздника мы побывали в гостях у Александра Дмитриевича и Антонины Семеновны Куликовых. Проживает эта удивительная пара в Букино. В прошлом году они отметили бриллиантовую свадьбу – их семейный стаж более 60 лет.

Встречает нас Татьяна Бегунова, работник отделения социального обслуживания на дому, услугами которого пользуются пенсионеры. Несмотря на то, что в свои лета (Александру Дмитриевичу и Антонине Семеновне по 81 году) они выглядят молодцами, им уже требуется помощь. Переступаем порог частного дома и окунаемся в деревенский быт: огромная русская печь, домотканые дорожки, кровати с высокими перинами и горой подушек – во всем чувствуется забота хозяйских рук. Огромный рыжий котяра Егор степенно обнюхивает ноги гостей.

О семейной жизни длиною в 60 лет в двух словах не расскажешь. Прошу хотя бы вкратце вспомнить о том времени, когда их свела судьба.

Александр Дмитриевич родом из Аромашевского района. Вспоминает, словно анекдот, как он стал помощником машиниста. У них в деревне представления не имели о паровозах. Однажды на уроке учитель повесил картину и попросил написать по ней сочинение.

– На картинке что-то черное и огромное. Я еще подумал: какой-то поп, оказалось – паровоз.

А потом их, 30 юнцов, в кузовах «студебеккеров» везли в Голышманово, затем пересадили в «углярку» (вагон для перевозки угля – Авт.) и… до Ишима. Отобрали самых достойных и стали обучать железнодорожному делу. Было это в 1946 году.

Антонина Семеновна в эту пору осталась уже без отца: он ушел на войну и не вернулся.

– Как сейчас помню его последнее письмо: «Иду в бой защищать Родину и отбивать землю».

В годы войны девочка какое-то время жила в Узбекистане, довелось даже убирать хлопок. А это тяжелый труд. После вернулись с матерью на родину, в село Голышманово. Здесь на зимних посиделках и свела судьба молодых.

Слово берет хозяин семейства:

– На другой день прихожу к ним в избушку…

Антонина Семеновна перебивает:

– Не избушка, зря ты так говоришь. Терем!

– Ну, прихожу в терем, а она колет дрова. Чурки в два раза больше ее. Разделся до рубахи, наколол дров. Потом прошу ее полить на спину воды, а она боится дотронуться до меня.

У Антонины Семеновны на каждый случай найдется пословица или поговорка:

– Помолчи, роток, кашки дам (мол, дай и мне, муженек, повспоминать – Авт.). А помнишь, какие тяжелые годы были? Работала девчонкой в «Заготзерно». Одежды никакой. Когда отправилась учиться на лаборанта, мать сшила штаны из мешковины. Мода тогда была одна – лишь бы не замерзнуть. Зато всегда наличествовали валенки. Правда, хватало их только на сезон: поплясать шибко любила – до дыр истанцовывала.

Они и сейчас не прочь покружиться. А уж как поют! Антонина Семеновна, кажется, знает миллион частушек.

Свадьбу сыграли летом 1950 года. Водки было не достать, сахар – в дефиците. Но все равно поставили бражку и отгуляли свадебку. И на сей случай у женщины вылетают прибаутки: «По рюмочке, по маленькой, чем поят лошадей». Или: «Без порток, но в шляпе». Кольца в ту пору делали обычно из медных пятаков.

Спрашиваю бриллиантовых молодоженов, в чем секрет их совместного долголетия? Муж начинает все «сваливать» на женушку:

– Это все она – хранительница семейного очага. Все – благодаря ей. Я ведь на железной дороге работал, и в день выходил, и в ночь, так сумка-шарманка всегда была заправлена обедом. А ведь и хозяйство держали немалое – индюков только не хватало. Вывихи, конечно, в жизни случались, но чтобы разбежаться… Такого и в мыслях не было.

У хозяйки другое мнение:

– В современных парах не хотят уважать друг дружку. А мы всю жизнь вместе брались за дело: и сено косили, и дрова рубили, и на рыбалку бегали вместе. Я старалась не отставать от мужа.

Однажды был случай – заготавливали в лесу дрова. Заработались так, что не заметили, как утро подкралось. И усталости ведь не чувствовали. На зорьке утренней Антонина еще и песню спела на весь лес.

Сын Сергей и дочь Валентина порадовали родителей шестью внуками, а те в свою очередь – шестью правнуками. Еще и три праправнучки есть. Последняя на свет появилась месяц назад.

С уходом на пенсию Куликовы перебрались в Тюмень. В основном, признаются, из-за проблем с дровами. Сейчас у них газ, но и печку не разбирают.

– Печка на случай войны, – смеется хозяин. – Печка – это душа, это песня. Подбросишь дровец – никакой газ с ними не сравнится.

Не без гордости Александр Дмитриевич показывает нам свой сад-огород и демонстрирует чудо селекции: к обыкновенной рябине и ирге привита груша. А еще у него хобби – пчеловодство, хотя их совместная жизнь, похоже, сладка и без меда. Глаз порадовал полный порядок и в огороде, и во дворе. Дом невелик, но спать не велит.

На 60-летие хотели им открытку преподнести с соответствующей надписью, но в городе таковой не отыскалось. Продавцы пожимали плечами и говорили: «Так долго вместе обычно не живут». Однако чета Куликовых примером своим доказала: живут, еще как живут! И причина супружеского долголетия – любовь и согласие.

P.S. В конце хотелось бы поблагодарить АУ СОН Тюменской области «Центр по предоставлению социально-бытовых услуг» в лице заместителя директора Светланы Малаховой и ее помощницы Ирины, благодаря которым я и побывал в семье Куликовых. На обеспечении у Центра находится более двух тысяч тюменцев преклонного возраста и инвалидов. Центр оказывает таким людям различную помощь. К примеру, Татьяна Бегунова (обратите внимание на фамилию: бегать ей приходится действительно немало – Авт.) ходит за лекарствами для Куликовых, оплачивает услуги за газ, электричество, телефон. А всего таких семей-долгожителей у Центра – 15. Многим бы из нас поучиться у них семейной жизни.