Родина малая, сторона Вагайская с березами белыми и хлебами спелыми. Я люблю тебя, край сибирский мой! Лугом скошенным пробегусь босой. Береза стройная мне в пояс поклонится и помашет зеленой косой…
Только неравнодушный человек, человек отдающий свое сердце и душу родной стороне, любимому делу может так выразить свои чувства. Елена Никифоровна Степанова немало своих стихов посвятила Вагаю, где прошло ее трудное детство, тревожная юность, вся ее трудовая деятельность.
Лене Терентьевой шел восьмой год, когда началась Великая Отечественная война. Отца в первый же день мобилизовали на фронт. Мать оставалась в доме с тремя детьми. Старшему Афанасию было одиннадцать, младшему Ивану - два года.
- Мама где только не работала, чтобы прокормить нас, - вспоминает Елена Никифоровна. - Дояркой, свинаркой, на овчарне, хлеб жала, сено метала. Кормов не хватало, начинался голод. С фронта шли тревожные вести. В первый год войны погиб отец, успевший отправить с фронта только два письма. В тридцать шесть лет мама овдовела.
В сорок третьем волки, ходившие стаями, съели буренку. Семья осталась без молока. Чтобы как-то прокормиться, Лена нанималась в люди. Когда начинался сенокос, подгребала сено, возила его к стогам. В уборку хлеба работала на сортировке, крутила веялку. Видя способности девочки в школе, Лену часто забирала к себе с ночевкой учительница Александра Васильевна Деева. Три года ученица с Победы ходила пешком в Вагайскую школу №37. С теми годами связаны воспоминания о первом Маршале Советского Союза Семене Михайловиче Буденном.
- Железнодорожная станция Вагай считалась узловой. Здесь останавливались правительственные, экспресс-скорые поезда. Однажды зимой удалось увидеть в окне поезда совет- ского военачальника. Мы, школьники, без шапок высыпали гурьбой на перрон. Видя наш интерес, Буденный из окна вагона знаками давал нам понять, что на улице мороз, а мы без шапок и нам за это надо уши драть.
Перрон в те годы всегда был шумным, многолюдным. Вдоль станции стояли торговые ряды, где проезжающие что-то могли купить для себя. Станция кормила людей, помогала выживать в тяжелые годы.
В свое время в Вагае функционировал завод ЖБИ областного значения, были две больницы, роддом на шесть коек, три детских сада, свой радиоузел. Художественной самодеятельностью, театральными постановками славился клуб имени Ильича.
Окончив семь классов, Лена Терентьева пошла учиться на агронома и в 1955 году стала дипломированным специалистом. Замуж вышла за своего деревенского, одноклассника Александра Степанова, когда тот закончил школу машинистов в г.Свердловске. Жизнь складывалась, как у всех: работа, дом, хозяйство, дети. На молодом агрономе лежала большая ответственность за судьбу урожая. Она до сих пор не может забыть какой ценой давался хлеб и высокие результаты.
-
Выдалась морозная ночь. Валки на полях не высохли, а застыли. Но комбайнеры работали, - рассказывает Елена Никифоровна. - За ночь на зерноток привезли три тысячи центнеров зерна. Это много. Я понимала, что сырое зерно не обработать. Оно полежит два-три дня в ворохе, отойдет и «загорит». Что делать? Александр Иванович Гольцман придумал: пригнали технику, вырыли большую траншею, выстелили ее полиэтиленовой пленкой и засыпали туда зерно. Трактор К-700 утрамбовал его, потом накрыли пленкой, засыпали землей. И оно хранилось, как в консервной банке. Зимой зерно открывали, сушили и дробили на комбикорм скоту. Как же я плакала от безысходности, глядя до этого на вороха сырого зерна! Рыдаю, причитая: «Тюрьма, мне тюрьма!», а второй секретарь райкома партии Георгий Клементьевич Сатюков успокаивает:
-
Дорогая Елена Никифоровна, но вы же не одна…
Со слов Елены Никифоровны, совхоз «Вагайский» правительством был запланирован как животноводческое хозяйство, а не зерновое. В обороте было пятьдесят шесть тысяч гектаров земли. Просторы необъятные, а почва солоделая. Рекордных урожаев земля не давала. Большое молочное и мясное стадо КРС требовало много грубых и сочных кормов. Поэтому специалисты: главный агроном Александр Иванович Гольцман и агроном-семеновод Елена Никифоровна Степанова упорно работали по улучшению сенокосных угодий и пастбищ. На солонцах высевали донник, который забирал из почвы легкорастворимые соли, излишки натрия. После донника, как правило, урожайность зерновых повышалась. Испытывали новые сорта пшеницы, ячменя, овса, гороха. В совхозе создали семеноводческое хозяйство. Результаты работы агрономической службы совхоза были, как говорят, налицо. Росла урожайность зерновых и зернобобовых.
В уборку 1983 и 1984гг. вагайские механизаторы намолачивали в среднем по 24,8 центнера зерна с гектара. По тому времени это был в районе рекордный урожай. Совхоз «Вагайский» получил тогда переходящее Красное Знамя райкома партии и райисполкома.
- Я благодарна судьбе, что довелось поработать с Александром Ивановичем Гольцманом, с такими руководителями, как Николай Гаврилович Воробьев, Ефим Артаманович Зорин, Александр Иванович Коклягин, Валерий Дмитриевич Шалабодов. А какие замечательные были в хозяйстве специалисты, - продолжает перечислять Е.Н.Степанова, - Раиса Ивановна Червякова, Римма Иосифовна Зобнина, Екатерина Васильевна Васильева, Владимир Архипович Торбин, Петр Егорович Осинцев. Они научили меня не только работать, но и жить, общаться с людьми, понимать чужую боль, отдавать себя без остатка избранному делу.
Пятнадцать лет Елена Никифоровна Степанова являлась членом партии. До сих пор хранит партийный билет и гордится этим. Была членом парткома совхоза «Вагайский», работала председателем проф- кома, председателем исполкома З-Вагайского сельского совета. Не раз избиралась депутатом сельского и районного советов. Всю свою сознательную жизнь до самого ухода на заслуженный отдых агроном-семеновод доказывала, что наша омутинская земля, если ее любить, по-настоящему работать на ней, может давать богатые урожаи. Елена Никифоровна - ударник социалистических соревнований восьмой и девятой пятилеток. Она ценит трудолюбие и порядочность, уважает тех, кто своими делами прославляет омутинский край.
Вагайская сторона, ее природа по-прежнему вдохновляют Елену Никифоровну на поэзию. Она посвящает стихи своим внукам, правнукам, женщинам тыла, труженикам села. Давно хотела написать стихотворение о силе земли и написала. Вот лишь несколько строчек из него: «Травинка, проснувшись, на цыпочки встала, чтоб к солнышку ближе головку держать. Влажной росою напьется досыта и ароматом дурманит опять…»
Патриотизм, любовь к родному краю, его земле во все времена отличали наших людей. Жители района всегда были крепки своим духом и упорны в труде. Жизнь и дела каждого труженика - это крупицы истории нашей малой родины. Благодаря таким людям, как Елена Никифоровна Степанова, живет и будет жить Омутинский район.
С.ЗАЗИМКО