Медиакарта
17:20 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Время выбрало их

Время выбрало их
11:32 | 13 июля 2011
Источник: Наша жизнь

К сожалению, современная история не может нас порадовать ростом числа промышленных предприятий. Напротив, за годы, называемые постсоветским периодом, обретений было меньше, нежели потерь. Причём потерь безвозвратных. С экономической карты района исчезли маслозавод, считавшийся предприятием градообразующим, промкомбинат, районное объединение "Сельхозтехника", отделение "Сельхозхимия", ПМК "Колхозстрой". Приказали долго жить предприятия менее крупные, но занимавшие свою нишу в экономике района.

Потеря производств не была бы столь грустна и печальна, если бы не люди, которые создавали эти предприятия, наращивали их мощь, обретали собственное благополучие трудом и потом. Горькими были последствия ликвидации промышленных предприятий. К примеру, разом обезлюдел аул Новосёлы, где компактно проживали наши этнические казахи.

Трудоспособное население аула занималось заготовкой леса и дров, рубило срубы, разводило домашний скот. В Новосёлах существовали начальная школа, медпункт, магазин. Промкомбинат, производственным звеном которого являлись Новосёлы, прекратил своё существование, и всё разом рухнуло – аула не стало.

Один из южных микрорайонов села Казанского в народе называется посёлком машинно-мелиоративной станции, кратко ММС. От бывшего предприятия остались производственные здания, которые служат до сих пор, да улица, названная в честь казанских мелиораторов.

Предприятия давно нет, но добрая память о нём и о его людях жива.

Мелиорацией земель в Казанском районе начали основательно заниматься с весны 1965 года.

Механизированный отряд мелиораторов возглавил Иван Маркович Баженов. Одним из первых по окраинам болота Круглое прошагал землеустроитель района, ныне покойный Иван Иванович Латынцев, участник Великой Отечественной войны. Человек он был интереснейший. Небольшого роста, огневолосый, он был скор на подъём. Говорил немного. Но всегда впопад, с огоньком и задоринкой.

Счёт советскому рублю в ту пору знали, но денег на мелиорацию не жалели. Ясно понимали, что осушение гигантского болота Круглое сулило колоссальное увеличение объёмов заготавливаемого корма.

Экскаваторщик Н.Р. Огнёв вспоминал, как в 1965 году доставляли в район Чикуновских ямок (это окрест Боровлянки) первый экскаватор. Шёл он своим ходом, поскольку платформ для перевозки тяжёлой техники в ту пору не было. Первые кубометры грунта подняли из-под земли экскаваторщики Николай Родионович Огнёв и Василий Семёнович Брезгин. Раскорчёвкой леса на мощных в ту пору тракторах Т-80 занимались Александр Гусельников, Валентин Третьяков, Виктор Марков, Анатолий Штрахов, Анатолий Каргаполов.

В 1969 году отряд преобразовали в машинно-мелиоративную станцию. Работали механизаторы чуть ли не круглосуточно. Жили в вагончике. Мужественные эти люди не страшились лютых сибирских морозов, болотного гнуса и ядовитых змей. Техника не выдерживала, а мелиораторы готовы были горы свернуть.

Обмороженные руки и лица мужики смазывали барсучьим жиром и снова садились за рычаги.

Зимняя солярка в ту пору считалась топливом стратегическим. Запасы её на нефтебазе учитывались строжайше. Степан Иванович Козлов, возглавлявший в те годы коллектив нефтебазы, понимал, что не для зимних забав просят стратегическое топливо мелиораторы и сознательно нарушал порядок. Степан Иванович был человеком мудрым, совестливым и бескорыстным. Ветераны мелиоративной станции считают этого человека своим и чтят память о нём.

В то время существовал огромный дефицит продуктов, особенно мясных. Выручал бригаду председатель колхоза им. Кирова Яков Максимович Аверин, постоянно снабжая рабочих мясом.

Объёмы работ были воистину громадные. В течение нескольких лет кряду мелиораторы прокладывали магистральные каналы, производили сброс болотной воды. В 1973 году механизаторы приступили к окультуриванию плодородного слоя. Но при вспашке тяжёлым плугом образовывались земляные пласты. Пришлось обрабатывать почву фрезой.

Летом 1973 года мелиоративная станция стала производственным подразделением ПМК-7, которую возглавлял талантливый организатор производства Иван Иванович Бельтиков.

Иван Иванович карьеру свою на людских судьбах не строил. Заботился и о производстве, и о рабочем человеке. Он построил два брусовых дома (для общежития и столовой), установил электростанцию и коротковолновую рацию для связи с Ишимом. В ту пору заработной плате мелиораторов по-хорошему завидовали механизаторы сельскохозяйственных предприятий. Рабочие ПМК-7 получали за труд достойное денежное вознаграждение. Но прельщала не только зарплата. Каждому нуждающемуся в жилье вручали ключи от новой квартиры.

Костяк коллектива составляли люди, которых выбрало время для трудовых свершений. К их числу можно отнести экскаваторщиков Леонида Рагозина, Виктора Долгушина, Василия Фролова, Василия Лёжнева, Юрия Романова, Валентина Дюкарева. Его жена Анна Павловна Дюкарева работала поваром. Она готовила из нехитрого набора продуктов вкусные блюда.

Вековое необъятное болото сопротивлялось отчаянно. По ходу работ приходилось вносить изменения в проектную документацию. Были доставлены два мощных экскаватора Э-652 из Ишима. Имеющиеся экскаваторы с этой задачей справиться не смогли. Болото перекапывалось вдоль и поперёк, проводились взрывные работы. Гремел взрыв, и готова была канава размером с полверсты. Работы проводила организация "Ишимвзрывпром". Параллельно осушению шли и гидростроительные работы, строились железобетонные переезды, шлюзы, железобетонный мост, который и сегодня, спустя 40 лет, исправно служит.

В болотисто-лесистой местности была проложена трасса протяжённостью 8 километров. Здесь на тракторах С-100 работали механизаторы Анатолий Дацкевич, Геннадий Демченко, Владимир Корсаков, Вениамин Брезгин, Юрий Долгушин.

В строительной бригаде работали досрочно освобождённые. Надо отметить, что это были нормальные, трудолюбивые мужики.

Стройка была всерайонной. Плечом к плечу работали комсомольцы, коммунисты, беспартийные. Возможности мелиорированных земель казались безграничными. Рядом с рабочим вагончиком повариха рассадила картофель. Осенью картофельные клубни из гнезда пришлось в буквальном смысле слова выкатывать. А рожь урождалась высотой с человека.

Осенью 1974 года были засеяны первые десятки осушенных гектаров. Овёс сеял на тракторе ДТ-54 Арсён Иванович Менщиков, сеяльщиком был Александр Андреевич Баранов, будущий знатный механизатор колхоза им.Кирова. В связи с увеличением сенокосных угодий до 1800 га был построен крупнейший по тем временам животноводческий комплекс. Сено в засушливые годы заготавливали совхоз «Дубынский», колхоз им.Ленина, колхоз им.Ильича и другие, а также хозяева частных подворий.

О мелиорации в советское время говорят сегодня как об ошибке и гибельном по отношению к природе деле. Но ошибкой явилось бесхозяйственное равнодушное отношение к мелиорированным землям. Каналы зарастают травой и деревьями, дичают, зарастая бурьяном, сенокосные когда-то угодья. Мелиораторам и в страшном сне не могло привидеться такое.

Олег Дребезгов

В основу публикации легли воспоминания бывшего мастера ПМК-7 Михаила Леонидовича Менщикова