Медиакарта
9:14 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пчеловодство – бизнес на любителя

Первые две пчелосемьи у жителя посёлка Голышманово Александра Иванова появились около десяти лет назад. Тогда он их держал больше для души. Источником дохода пасека стала позже, когда Александр Афанасьевич остался без работы. В прошлом году хозяин подворья задумал превратить своё хобби в профессию. Попытался оформить кредит в банке на покупку пчелосемей – не вышло. Иметь дело с безработным ни одна кредитная организация не пожелала. Тогда А.А. Иванов решил воспользоваться возможностями программы выхода на самозанятость. При поддержке государства пасека с нескольких пчелиных семей разрослась до сорока пяти.

– Ульи выбрал системы дадан. Такой улей-лежак хорош тем, что он типовой, и все детали в нём взаимозаменяемы. Пчёл закупил породистых, горноалтайских. Внешне они похожи на карпатских – такие же крупные, но дают больше мёда, – рассказал Александр Афанасьевич.

Сбор мёда зависит не только от работоспособности пчёл. Когда стоит жара, влаги не хватает, цветов на лугах мало – нет нектара, и мёда нет. В дождь пчёлки летать не могут – снова убытки. Главный взяток мёда начинается в июле. На это время Александр вывозит своих «полосатых» питомцев в поля или в лес — специально приобрёл для этого старенькие «Жигули» с прицепом. Прошлое лето было удачным для пчеловода – с каждого улья собрал по двадцать килограммов отличного мёда. А вот с реализацией продукции возникли проблемы.

– Предприятий, которые закупали бы мёд крупными партиями, в округе нет. Приходилось вывозить свою продукцию на рынок. Торговля не всегда шла удачно и порой было жалко зря потраченного времени – и сделать ничего не успел, и денег не заработал. Неприятно становилось, когда обманщиком называли. Мёд с донника, например, быстро кристаллизуется. Покупатель меня обвинил, что с сахаром намешал. Зачем мне это делать при такой большой конкуренции? Просто каждый мёд свой вид и вкус имеет, разбираются же в его сортах немногие, – поделился хозяин подворья.

В этом году медосбор – не главное для А.А. Иванова. Все его усилия направлены на восстановление пасеки. Прошлым летом он не уберёг своих питомцев – не успел их увезти с поля до обработки посевов гербицидами.

– Пчёлы не погибли, но матки перестали потомство давать. По этой причине семьи в зиму пошли ослабленные и не выжили. Около половины погибло, – поделился своей бедой пчеловод.

Александр Афанасьевич раньше пробовал выращивать на своём подворье разных животных. После всех экспериментов решил, что самое выгодное дело — пчеловодство. Коров и свиней нужно ежедневно кормами обеспечивать, а при отсутствии своей техники заготовить сено – дорого и проблематично. С пчёлами таких трудностей нет. Зато развести их сложнее – многое знать надо. Александр Афанасьевич столько специальной литературы прочитал и до сих пор учится! Вроде бы и опыт содержания пчёл у него уже большой, а ошибки всё равно есть. Забот с «жужжащими» хватает круглый год. Зимой нужно следить, чтобы пчёлы не «проснулись». Весной пересадить их в свежие ульи, а до этого вычистить и обработать специальными растворами домики, чтобы их жителей не поразил клещ. Летом только успевай за роением следить. И если на каком-либо этапе допустить малейшую оплошность — это тут же скажется на способности полосатых тружениц собирать нектар. Некоторые люди нелестно отзываются о программе выхода на самозанятость, мол, пятьдесят восемь тысяч рублей по современным меркам – сумма небольшая, и на эти деньги не «развернёшься». Другие возражают им, говоря, что под лежачий камень вода не течёт, и программа всё равно даёт толчок.

– Конечно, если начинать с нуля, то выделенных денег не хватит на большую пасеку. Ведь кроме ульев, вощины, рамок и пчёл, начинающему пчеловоду нужно будет приобрести лицевую сетку, дымарь – без этого к улью не подойти. Всё начинается с малого. Если бы взял обычную ссуду, гасил её с процентами и одновременно налоги платил — не осилил бы. Деньги, которые выдаются по программе, возвращать не нужно. В год на все выплаты в налоговую, пенсионный и медицинский фонды около двадцати тысяч рублей уходит. Если на кредит перевести – словно три года отсрочки от налогов получил, – рассуждает Александр Афанасьевич.

Чем больше препятствий ставит жизнь, тем больше энергии и сил в человеке просыпается, чтобы их преодолеть. В нашей жизни ничего просто так не даётся. Разведение подсобного хозяйства может быть выгодным делом для тех, кто умеет и любит работать. Такие люди обязательно получат вознаграждение за свой труд.

Анастасия Дембицкая

Фото Павла Ложкина