Я часто встречал его на улицах Нижней Тавды, но даже и не подозревал, что это очень открытый и добродушный человек и столярных дел мастер.
И решил я к нему в гости заглянуть. Застал его при деле. Сидит, настойчивый, нежит и холит, зачищает, шлифует поверхность одной маленькой досочки. Работает весело, без натуги, не пыжится, сильно не отвлекается. Разговаривает легко, без терминов, от души. Напоказ себя не выставляет и секретов у него нет, рассказывает, как и что, если спросишь. И в цветах разбирается, и в графике, и в скульптуре. «А как, - говорит, - раму соберёшь, если не умеешь чертить?» Видно, что чувствует он дерево, его запах, его узор, его цвет и звучание.
- Какой работой Вы заняты сейчас?
-Работы много, вот полку резную мастерю, там ремонт дверей на подходе, а вот ножка от пианино – глаза разбегаются.
- Какой материал в основном Вы используете для своих работ?
-В основном сосну, которая тоже разной бывает, но выкидывать жалко. Вот посмотри, она хоть и смолянистая, и сучок с боку вредный, но если посидеть, то и тот начнёт жить и форсить на своём месте, будто пасынок балованый.
- А где Вы учились, получали образование?
-Восемь классов моё образование, я же самоучка. Главное – голова и руки.
- Была ли у Вас с юных лет потребность к творчеству?
-Очень важно с детства при-учать детей и к труду, и к творчеству. Нас именно так и воспитывали. Помню, в детстве оглобли у конюхов выпрашивали, чтобы поточить фигурки на токарном станке.
- Какой Ваш любимый инструмент?
-Все инструменты по-своему хороши. Вот, например, электрическая фрезерная машинка, рамку для картины соберу, потом поставлю насадку, проведу по краям, внутри и снаружи - красота получается. Но в основном работаю ручным инструментом разным по форме и размерам, лишь бы сталь была качественная. Виноградную гроздь только вручную можно сделать.
- Люди к Вам обращаются?
-Я ещё и печник, как приеду домой к родителям, люди бегут, камины, печи сложить просят, какую деталь из дерева изладить – работы хватает.
- А инструменты Вы делаете сами?
-Да, сам делаю, некоторые по наследству достались, они дольше служат. Бывает, возьмёшь старый рубанок деда и сразу представляешь – вот, наверное, «родоначальник» поработал им, а рубанок такой потёртый, где-то кусочек откололся, а эту ручку ещё твой отец заменил. У каждого инструмента своя история, он как живой, если приглядеться, о многом может рассказать.
- А кто-нибудь учится у вас?
-Приходит ко мне парнишечка - сын адвоката, малой ещё - придёт, ножовку схватит и давай там что-то шоркать, пилить, отвёртку берет, подкручивает, ему интересно, пока маленький, а подрастёт - его уже, наверное, ничем не заинтересуешь.
- А ведь можно своими руками красивую вещь в подарок смастерить?
-Да, раньше выжигали портреты Маяковского, Есенина - ничего сложного нет, только начать. Своими руками сделанная вещь многое значит. Вот, например, парень молодой выучится на юриста или адвоката, а вечером дома занимается любимым делом для души, дереву красоту придаёт, не всё телевизор смотреть и руками поработать нужно. Сделает он себе табурет красивый резной, или другу на именины, или для любимой девушки. На свидание с цветами да с табуреточкой придёт – сиди, мол, только не бегай никуда по вечерам. Или в резной рамке поместит её фотографию - всё, считай, что девушка твоя. В общем, ладно, мне работать надо.
Вот так я и побеседовал с этим простым добродушным человеком, поговорил и будто живой воды напился. Остаётся добавить, что мастер этот Виктор Пермикин из Красного Яра. Я к нему, наверное, ещё загляну.
Андрей ЧАРКОВ,
Рустем РАХМАТУЛЛИН (фото)