«Охота за тенью» - совместный проект «Тюменского курьера» и газеты «Светлый путь» продолжается
Великая Отечественная война унесла миллионы жизней, сломала и перевернула сотни тысяч людских судеб. С лихвой матушка земля впитала горячей крови юных солдат, приняла в недра свои бездыханных тел. Имена погибших земляков навсегда увековечены на мраморных плитах, памятниках, мемориалах. Но до сих пор мы почти ничего не знаем о солдатах, пропавших без вести и прошедших фашистский плен.
Иван Мефодьевич Шипков, житель села Тюнёво Нижнетавдинского района, рассказал нам историю жизни своего отца, участника Великой Отечественной войны Мефодия Фёдоровича Барыщика.
– Всё, что мне известно, – начал Иван Мефодьевич, – это со слов старшей сестры Нины, и кое-что рассказывал сам отец. Родился он 5 апреля 1914 года в Белоруссии, а конкретно, в небольшой деревеньке Букине Кировского района Бобруйской области. Примерно в 1916 его привезли в Сибирь мать с отчимом, носившим фамилию Барыщик.
Долгие годы Мефодий Фёдорович жил под неродной фамилией, может, это каким-то образом повлияло на его дальнейшую судьбу: на протяжении многих лет его не покидало ощущение, что он проживает две судьбы. Но к этому месту вернёмся чуть позже.
Поселилась семья Барыщик в нижнетавдинской стороне, на Баитовских хуторах, что за деревней Аракчино. Шли годы. Мефодий вырос. Он никогда не боялся сельского труда, работал в поте лица. Пришла пора обзавестись семьёй. Из местных приглянулась деревенская красавица Марфа Икон. В 1937 молодые зарегистрировали брак, а через год у них родилась дочь Нина. В сентябре 1939 года Мефодия призвали на службу.
Вот сведения из его военного билета, который он получил в 1954. Всё записано с его слов.
«Призывался Мефодий Ф. из д. Восточное Велижанским РВК Тюменской области. Был зачислен в 218 стр. полк. Присягу принял в январе 1940».
Прошёл Мефодий Барыщик тяжёлую войну с Финляндией. Когда началась война с Германией, воевал в составе 218 стрелкового полка. В октябре 1941 попал в плен. Долгое время находился в лагере для военнопленных, несколько раз пытался бежать. Но немцы настигали и били резиной. Затем земляка перевезли в Германию, и он до Великой Победы работал у немецкого бюргера, выполняя всю крестьянскую работу.
– В 1945, – рассказывает Иван Мефодьевич, – русские военнопленные были освобождены американскими войсками. Но возвращение русских солдат на Родину могло стоить им жизней, ведь они считались предателями. Американское командование предложило освобождённым русским уехать в США. Американцы построили наших солдат в ряд и заявили: «Будет ещё одна война, ещё более страшная, она никого не оставит в живых!»
Несколько человек согласились, а мой отец нет.
Что ждало Мефодия на родной стороне, он прекрасно знал: долгие годы трудовых лагерей, потеря смысла жизни вдали от семьи, детей. Так и было бы, если бы по дороге домой он вместе с остальными не сошёл с эшелона. Без имени, без документов он обосновался в Орловской губернии, его приютила местная женщина.
– Отец был неграмотным, писать, читать не умел, поэтому мама от него ни одной весточки не получила. Война закончилась, но он не вернулся. Родные думали, что отец погиб на фронте. Двенадцать лет, до 1951 года, о нём ничего не было слышно. За это время много воды утекло. Сестра Нина первая, кто встретила отца по возвращении его домой.
Мефодий Фёдорович вернулся в родное село, чтобы восстановить документы, свидетельствующие о рождении. Восстановил и документы, и имя: настоящая фамилия Мефодия Шипков. Он не хотел возвращаться к прежней семье, ведь в новой стороне его ждала любимая женщина и двое ребятишек. Не хотел, да родная сестра Александра уговорила остаться. Мефодий снова сошёлся с Марфой. Жили в д. Спасское, затем в Мезенке. В 1961 переехали в Тюнёво. Глава семейства работал в колхозе «Красное Знамя», потом в подхозе «Геолог». Супруги вырастили и воспитали шестерых детей.
Смирился Мефодий со своей судьбой, но сердце его рвалось на части от боли и тоски. Большое чувство и зов родной крови… Боже, как от этого уйти, ведь он понимал, что ничего не вернуть. В 1983 умерла Марфа Николаевна, пожилому человеку стало совсем одиноко. Он снова и снова просил, чтобы дети отвезли его в Орловскую область. Эта маленькая искорка надежды теплилась в душе пожилого человека до конца его дней. С ней и ушёл 10 мая 1995 года ветеран, с ней и с болью о несбывшейся мечте.
Елизавета КУН,
Валерий КОМПАНЕЕЦ (фото)