Медиакарта
15:32 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Чтобы помнить

Чтобы помнить
09:41 | 20 июля 2011
Источник: Наша жизнь

Одно из самых топких мест для журналиста, особенно местного, - это политические вопросы. Ещё более затруднителен их анализ в исторической перспективе. И уж совсем щепетильным дело становится, когда оно связано с чувствами верующей (или неверующей) аудитории. Тем не менее все эти сложные темы, да ещё и в совокупности, выходят на первый план именно сегодня, 16 июля, – числа, которое нельзя забыть.

И как забыть, когда уже в любом постсоветском городе иль веси, в каждой восстановленной церквушке с красного иконного фона глядят на нас с превеликой жалостью семь пар светлых глаз – папы, мамы и детей, замученных далёкой июльской ночью, а в наши дни прославленных. Казалось бы, не юбилейная годовщина, казалось бы, много воды с восемнадцатого года утекло, но в этом-то и беда. Настоящая беда – в нём, в забвении. О жизни и смерти царственных страстотерпцев многие мои молодые односельчане знают ровно столько же, сколько о личности того, чья белоснежная статуя с протянутой рукой украшает центр села и всё куда-то указывает. А ведь, наверное, как раз в те безоблачные дали и стремились попасть его однопартийцы, оглашая приговор в подвале Ипатьевского дома. Приговор отцу и матери, по которому их родных, вымоленных и выстраданных (кто пять раз становился родителями, поймёт) деток, в миг расстреляют во имя счастливого будущего всей страны.

Верующая царская семья, конечно же, знала слова Евангелия о том, что «если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесёт много плода». Вспомним их и мы, чтоб подумать, какие плоды пожинаем теперь мы? Страшно, что зачастую – нами самими отравленные. Люди, знающие об уральской трагедии восемнадцатого года, разделились на противоборствующие стороны. Одна из них вооружилась смертью Семьи как знаменем и крушит его древком коммунистов-оппонентов. Мол, царь стал искупителем всех «расейских» грехов, и по духовной безграмотности такие новоявленные поборники самодержавия подменяют его подвигом смирения исключительную роль самого Иисуса Христа, проталкивая Николая на роль этакого отечественного мессии. Тем временем такой вот пыл очень раздражает других «крайних» – тех, кто не расстался с советским мифом о пуляющем по воронам «Николашке», знающих из всей царской биографии лишь Распутина да ходынскую давку.

Это сейчас мы понимаем, как вразрез идёт такой «черный пиар» с уверенным экономическим развитием России в николаевское правление, строительством железных дорог, созданием первых рабочих профсоюзов, отменой пресловутых ссылок в Сибирь и прочая… Стыдно представить, сколько грязи было вылито и на мертвых, заброшенных в шахту несчастных Романовых. Сколько поколений некогда ещё советских людей выросло на лживых, пропитанных хитрой пропагандой стереотипах!

Но их реакцию лично я могу понять и объяснить для себя их позиции. Неведомо мне другое. Сегодня, когда открыты всевозможные источники, когда изо всех шлюзов продолжают хлестать исторические и политические сенсации, результаты расследований, опубликована всяческая, вплоть до самой интимной, правда и о русских, и о советских «царях», откуда берётся оно – равнодушие? В нашей Казанской районной библиотеке есть прекрасно изданные и, поверьте, очень интересные книги о жизни и смерти последнего русского царя, где показана хронология революции, сделана попытка анализа причин её возникновения, описание страшных для России дней. С чёткими фотографиями пухленьких детских лиц маленьких Романовых и тяжёлых взглядов их убийц. С перечнями архивных данных. Новенькие и совершенно не зачитанные книги.

Ну не зря же той ночью с 16 на 17 июля были забрызганы кровью стены злосчастного подвала! Не зря его жертвы ныне святыми с икон смотрят на нас, граждан, так и не ставших подданными их царского дома.

Говорят, что святым дана возможность предстоять за нас перед Богом. О чем просить их в молитвах? О том, чтобы вразумил Он народ от вступления в новую вражду, искры которой уже тут и там высекает социальное неравенство в нашей стране? Просить разумения того, что «хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (книга пророка Авдия,1:4), как это случилось с монархом крупнейшей империи мира? И о том молиться, чтобы не повторился кошмар жертвоприношения ни в чём не повинных детей во имя безбедной жизни других детей? Или просто о русских семьях, чтоб не разрушило их наступающее безбожие нелепого подражания Западу и отказа от своих родных традиций?

Во всяком случае, надо молиться, чтобы просто помнить. Не по принципу «мы будем мстить за них, а мстя наша ужасна». Молиться о даре памяти и прощения, ведь мы, как были и они, – христиане. Должные всепрощать.

Русская Православная Церковь почитает память святых царственных страстотерпцев 17 июля.

Екатерина ТЕРЛЕЕВА