Медиакарта
13:35 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Десять дней без телевидения

Десять дней без телевидения
15:32 | 22 июля 2011
Источник: Наша жизнь

За десять лет участия в шахматном фестивале «Летний кубок Рудольфа Фольца» наша делегация впервые не испытывала ни финансовых, ни транспортных проблем. Путь туда и обратно занял всего двенадцать часов, в то время как в прошлом году только до Ярково добирались тринадцать часов.

Цены на обеды оказались весьма умеренными, потому выделенных средств вполне хватило и на дополнительное вечернее питание: разные там чипсы и кальмары, фрукты и сладкий чай с печеньем. Председатель областной шахматной федерации Геннадий Шантуров сдержал своё слово, и с этого года «Летний кубок Фольца» включён в спортивный календарь области, что на деле гарантирует стабильное финансирование этого соревнования, столь необходимого для юных сельских шахматистов. Изменения коснулись в первую очередь места проведения фестиваля. Пионерский лагерь в Щетковском бору, построенный ещё в тридцатые годы прошлого столетия, гостеприимно распахнул свои ворота перед шестьюдесятью шахматистами в возрасте от десяти до семидесяти лет. Все они – из Тюмени и Тобольска, и только одна наша делегация из села. Хотя приглашения были посланы во все южные районы области. Но никто, кроме нас, не откликнулся на этот призыв. Казанская делегация прибыла в Щетково последней, и встречали её все, кто приехал заранее. Вообще наши шахматисты пользовались особым вниманием. Нас первыми обслуживали в столовой, первыми пригласили на сеанс одновременной игры с международным гроссмейстером Евгением Прокопчуком и дачку отвели самую удобную.

Лагерь старый, но все здания новые, современные, и только нашему лет 70. Просторное помещение из толстых сосновых брёвен с прихожей, кухней и спальней. В жару – прохладно, в дождь и похолодание – тепло. На кухне электроплита, умывальник и всё необходимое для приготовления ужина, а в комнате даже телевизор. Будущий профессор электронных и оккультных наук Никита Плесовских, включив телевизор в сеть, сразу определил, что у него сломана какая-то важная сенсорная деталь. Более практичный Иоганнес Миллер, выглянув на улицу, заявил, что у нашего телевизора просто обрезана антенна. Недорогую антенну можно было приобрести в магазине посёлка Щетково. Однако коллектив демократическим порядком (два голоса против одного) решил десять дней обойтись без телевидения. Тем же вечером выявился ещё один аспект нашего нового места проживания. Рядом с дачкой я обнаружил громадную змею, длиною метра два. По виду, серую гадюку. На мой возглас сбежался весь лагерь. Один храбрец, вооружившись рогатой хворостиной, бесстрашно ступил в высокую траву, и через несколько минут змея была поймана. Оказалась она безобидным ужом, длиной сантиметров пятьдесят. Все погладили ужа и отпустили. Я же погладить «гадюку» отказался: кто знает, что у этой гадины на уме, может, только притворяется тихой и мирной.

На следующий день траву на территории лагеря скосили под корень, и вопрос о змеях решился сам собой.

Да и более интересные события отвлекли наше внимание от лягушек, ящериц и змей. Распорядок дня получался очень плотным, с утра турнир «Б», затем анализ сыгранных партий после турнира и до 9 вечера. В течение двух дней проходил командный турнир, и ещё один день занял блиц-турнир, добавим сюда сеанс одновременной игры с международным гроссмейстером, а ещё игру в пинбол, самую популярную среди молодёжи. Пинбол – это стрельба в противника шариками с краской. Игра далеко не безобидная, от попадания шариков остаются ссадины и синяки, поэтому в неё играют только те, кому не менее 14 лет.
И всё же главным событием фестиваля были, конечно же, шахматы. Над нами не висел груз ответственности за достигнутый результат, поэтому участники нашей команды играли свободно, получая от этого удовольствие. И сыграли немало интересных партий.

Вот одна из них.

Диаграмма № 1

Белые – Пётр Кулаков (Тобольск), кандидат в мастера спорта, победитель шахматного фестиваля 2009 года, чёрные – Александр Панкрушев (Казанское). В ходе партии чёрные пожертвовали пешку и создали давление на позицию белых. Пётр Кулаков упорно защищался, но в эндшпиле всё-таки ошибся.
Белым следовало отойти королём на g1, а они в цейтноте ошиблись и сделали ход королём на f1. Чёрная пешка продвинулась с h3 на h2, и белые вынуждены были сдаться. Получилась комбинация «рентген», часто встречающаяся в задачах и этюдах, но довольно редко в практической партии.
Вторую партию мне удалось выиграть также чёрными с тюменским перворазрядником, имеющим два кандидатских балла. Здесь белые опасались хода конём с f6 на e4 и сделали профилактический ход своим конём с e1 на c3, однако чёрные предварительно слоном d6 побили белого коня на e5, а потом пошли конём с f6 на g4, что (как признался после партии тюменский шахматист) для него явилось полной неожиданностью. Не продолжая игры, белые сдали партию.

Диаграмма № 2

Будущий профессор Никита Плесовских (так его без тени иронии, уважительно называли все участники фестиваля, а также повара и продавщицы из Щетковского магазина) сыграл немало интересных партий, пожертвовав при этом пять или шесть ферзей, но умудрившись всё-таки выполнить норму третьего спортивного разряда для взрослых. Юноша обладает отличными способностями и станет хорошим шахматистом, если уделит более серьёзное внимание тренировочному процессу.
Иоганнес Миллер в этом году до последней партии имел шансы занять как минимум второе место и был в одном шаге от заветной цели.

Диаграмма № 3

Испытывая острый недостаток времени, Иоганнес не нашёл хода ладьёй с a8 на d8. Размен ладей или отход ладьи белых для них гибелен, потому как они либо получают немедленно мат, либо теряют все пешки ферзевого фланга. Проиграв решающую партию, Иоганнес, расстроенный до слёз, немного погодя сказал, что он всё равно вернётся на следующий год и выиграет этот турнир обязательно.

Всем участникам фестиваля предназначались памятные сувениры и призы. Но наша делегация не дождалась их, потому что нужно было отправляться в дальний путь, а закрытие турнира по объективным причинам задерживалось. Провожали нас опять всем лагерем и взяли клятву, что мы обязательно вернёмся сюда. А о телевидении за десять дней никто из нас так и не вспомнил.

Александр ПАНКРУШЕВ
На снимке: Казанская делегация: (слева направо) Н.Плесовских, А.Панкрушев, И.Миллер Фото Сергея НИКОЛАЕНКО