Живая память фотографий
Мгновенье жизни, остановленное затвором фотокамеры, с годами, словно доброе вино, обретает ценные качества. Пожелтевшая фотокарточка – это не только история и светлые воспоминания о невозвратном времени, но и глубочайшие переживания человека, неожиданно соприкоснувшегося с прошлым, с сокровенным и дорогим.
Часто мы не бережём только что напечатанные снимки, кажется, что они ничего не значат, и мир, окружающий нас, не меняется. Но уже через какой-то десяток лет эта картинка излучает такую теплоту, что невольно для неё определяется самое почётное место в альбоме. Фотографиям полувековой давности сейчас просто цены нет. За пять десятилетий жизнь унеслась настолько вперёд, что в те далёкие годы сегодняшнюю нашу действительность можно было сравнить с фантастическим романом, накрученным невероятными чудесами технического прогресса.
В крестьянском укладе, зачастую отстающем от передовых достижений науки и техники, за полвека также многое изменилось. Сельское жильё практически не уступает городскому: в нём и газ, и водопровод, и теплоснабжение, и душ, и ванная, и прочие сантехнические удобства. На службе у сельчан – современная бытовая техника, цифровая теле-, фото- и радиоаппаратура, в гаражах – легковые отечественные и иностранные автомобили…
В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века жизнь в сибирской деревне хотя и была весёлой, но не лёгкой. Колхозники трудились на полях, лугах и фермах до седьмого пота. В этот период проходила реформа оплаты их труда. Вместо виртуальных трудодней и натуррасчёта, сельские труженики стали получать за свой труд хоть и небольшие, но реальные деньги. От таких перемен не стал залёживаться и товар на деревянных полках сельмагов и деревенских лавок.
Основным транспортным средством для селянина тех лет была лошадь. Большая часть грузов внутри колхозов перевозилась на гужевом транспорте. В быту лошадка была главной помощницей. Огород вспахать, и в лес съездить, и дроворуб с сенокосом провести, и на мельницу свозить зерно смолоть – без лошадки, запряжённой в телегу или сани, было просто не обойтись.
Сено косили вручную косой, которую в нашей местности называли литовкой. Направить косу, отбить её особым способом мог не каждый. Это было и простое, и одновременно тонкое искусство, сподручное сельским кустарям. В деревне Тюменцевой мастером на все руки слыл Евлогий Семёнович Паньшин. Он по плотницкому, столярному, кузнечному, скорняжному, сапожному делу был известным в округе умельцем. Евлогий Семёнович сам шил шубы и другие одежды. Отбить литовку для него было плёвое дело!
Рассказывают, что этот человек обладал недюжинной силой. Однажды у лошадёнки не хватило сил вытащить из заболоченной колеи воз, тогда Евлогий Семёнович выпряг кобылку и, взявшись за оглобли, вытащил телегу из грязи, приговаривая:
– Куда тебе, матушка, коли мне тяжело!
Весил этот человек 189 килограммов и был двухметрового роста – настоящий сибирский богатырь!
Сегодня мы предлагаем нашим читателям познакомиться с любительскими снимками полувековой давности, сделанными в д. Тюменцевой и с. Коркино. На большинстве фотографий одним из главных героев является Е.С. Паньшин. Он уже в преклонных летах, но мы видим его ещё сильным и могучим, занимающимся любимым ремеслом и рыбной ловлей.
Для мальчишек 50-60 годов не было занятия интересней, чем катание на велосипеде. Об этом «чуде» техники мечтал каждый пацан, но не у всякого мечта сбывалась: главным образом по причине низкого материального уровня жизни, особенно в безотцовских семьях, где было «семеро по лавкам». Но уж, если родители покупали сорванцу «велик», то счастью не было предела от сверкающих на солнце спиц, никелированного руля со звонком! А каким волшебным запахом веяло от кожаного седла, до которого многим надо было ещё расти да расти, и потому малыши крутили педали своего «коня» под рамой! С велосипедом было доступно всё: и поездки в лес, и на дальнюю рыбалку, и путешествия в соседние деревни… Парни постарше по вечерам катали на «великах» девушек.
…Старые фотографии – бесценные документы недавней истории, свидетельства интересных событий, открывающие удивительный мир жизни наших предков.
Александр АНТИПИН.