24 июля на месте, где когда-то существовал спецпосёлок Черпия, установлена стела - символ памяти репрессированным и дань уважения предкам, стойко преодолевшим все тяготы судьбы, не сломленным испытаниями и сохранившим человеческое лицо перед народом и страной.
Это уже второй черпиинский памятник. Первый в виде локомотива был установлен еще в 80-е годы и за тридцать лет порос бурьяном и заржавел. Сегодня сквозь листву проглядывает лишь ярко-белая надпись «Черпия».
Инициатором установки нового памятника стал начальник отдела архитектуры и градостроительства Уватского района Николай Петрович Амышев. Проект памятника обсуждался неоднократно. Сначала была выбрана форма христианского креста, но потом от этой идеи отказались, ведь жили здесь люди разных вероисповеданий. Окончательный вариант - пятиметровая стела, символизирующая историческую дорогу, колею, по которой гнали ссыльных. Бугор - основание знака - выполнен в форме землянки, где жили первые черпиинцы. В центре памятника - имена переселенцев, название и даты существования поселка - 1930-1975 годы.
160 дворов, почти 700 жителей, двухэтажная школа, комендатура, клуб. Когда-то Черпия была одним из крупнейших компоселков Западной Сибири.
Руководитель экспедиции Павел Викторович Загривков из Тобольска рассказывает: «Если бы населенный пункт возник по доброй воле, то он бы и сегодня жил. А такие спецпоселения не имеют права на существование. Он возник ниоткуда и исчез в никуда. Однако, как бы там ни было, Черпия - это наша малая родина.
Надо понимать, что здесь находились политические репрессированные. В период массовой коллективизации в 1929 году комитеты бедноты, роль которых в основном исполняли те, кто не мог по-настоящему работать, получили власть и право решать судьбу других. Не имея собственного имущества, им, конечно, захотелось легкой наживы. Вот и начались доносы на соседей, родных, друзей. В Черпию ссылали переселенцев из Челябинской, Курганской, Свердловской областей и юга Тюменской области.
В 1930 году по разнарядке НКВД первых ссыльных погрузили на баржу и отправили в Сибирь не жить, а погибать. На одного ссыльнопо-селенца полагалось всего 300 граммов муки в месяц. Чтобы выжить, люди ели лебеду, крапиву, кору деревьев».
Лишь в 1953 году, то есть после смерти Сталина, с ликвидацией спецкомендатур началось массовое возвращение людей на родину.
Жительница Увата заслуженный учитель Российской Федерации Валентина Алексеевна Усольцева вместе с родителями была сослана в Черпию в возрасте одного года. Узнав о строительстве памятника, она подключилась к работе над составлением списка жителей. Кого-то удалось вспомнить сразу, кого-то нет. Запутанный клубок из имен черпиинцев В.А. Усольцева, сотрудники музея «Легенды седого Иртыша» и другие участники проекта исследовали в течение нескольких месяцев. По памяти восстановили и карту поселка.
Уроженка села Осинник Людмила Сергеевна Панова (в девичестве Зятькова) вот уже 40 лет живет в Москве. С Черпией ее связывают судьбы отца, работавшего директором Черпиинской школы, и старшего брата. Сама она в Черпие не жила, а вот ее лучшая подруга Александра Романова (тоже ныне москвичка) родилась и жила здесь.
Из воспоминаний А.Я. Романовой: «Моих деда и бабушку по отцовской линии разделили: в 30-м году приехал дед с моим папой и тетей. Тогда им было по 13 и 7 лет. В первую же ночь умирает отец, и дети остаются одни среди чужих людей. Тогда свой дом имела всего одна семья, а остальные, как и мои бабушка с дедушкой, жили в землянках. В 1931 году сюда же была сослана и мама с ее родителями. Через три года моего деда снова арестовали за какой-то анекдот. Долгое время ничего о его судьбе не было известно, и только в 1983 году мы узнали, что спустя 10 дней после ареста его расстреляли. Сейчас мои родители живут в Тюмени, маме - 95 лет, а папе - 94 года».
Черпия - энциклопедия реальной жизни советского труженика, средоточие неподдельного горя и искренней радости, душевного тепла и огромной силы человека, изгнанного в глухую тайгу умирать. Для кого-то ссылка, а для черпиинцев - малая родина, земля, куда зовет сердце. На вопрос: «А почему бы не возродить поселок?» - многие из них говорят: «Надо помнить уроки прошлого, чтобы видеть дорогу в счастливое будущее. А Черпия и другие поселения репрессированных должны исчезнуть: слишком много горя принесли они народу».
Владимир НАСЫРОВ
Фото автора