Медиакарта
10:22 | 19 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Первая учительница – пример для подражания

Первая учительница –  пример для подражания
10:57 | 08 апреля 2010
Источник: Призыв

В течение 23 лет Ирина Анатольевна Толстокузова остаётся верна профессии педагога, Юргинской средней общеобразовательной школе № 1. В этом учебном году её воспитанники – малыши 1 «А» класса. В копилке достижений – победа в районном конкурсе «Педагог-2006», участие в областном конкурсе «Учитель Тюменской области-2007», в областных Педагогических чтениях, где она делилась опытом. Награждена Грамотой департамента образования и науки Тюменской области. В этом году коллектив школы утвердил кандидатуру Ирины Анатольевны Толстокузовой на присвоение звания «Почётный работник образования Российской Федерации».

Ирина Балетова родом из села Юргинское. Будучи ученицей Юргинской средней школы № 1, мечтала стать педагогом. Примером для подражания являлась Глафира Кузьминична Цалко – первая учительница, которую девочка очень любила.

Судьба распорядилась так, что после школы девушка пошла в индустриальный институт. Поступила легко, училась с усердием, старательно изучая весь программный материал. Однако, проучившись два года, осознала: «Не моё!» Поняла, что истинным призванием является учительство.

Когда в 1987 году пришла в школу в качестве воспитателя группы продлённого дня, не испытывала страха или волнения. Ведь она вернулась в родные стены, где знакомы все коридоры и кабинеты. Молодого педагога поддержали бывшие учителя, которые стали коллегами. С благодарностью вспоминает помощь Глафиры Кузьминичны Цалко, Ольги Борисовны Фатюшиной, Татьяны Дмитриевны Усик.

Следующим шагом стало поступление на заочное отделение Ишимского педагогического института.

На первом учителе лежит огромная ответственность. Если говорить образно, он имеет дело с пластилином, из которого надо вылепить будущее. Не просто научить писать, читать, считать, но и самостоятельно мыслить, заложить в нём всё самое доброе и светлое, помочь разобраться в том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

– Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, социальным опытом, психофизиологическим развитием. Начальное образование призвано помочь реализовать способности каждого, создавая условия для развития ребёнка. Если в средних и старших классах идёт фронтальное общение, то в младшей школе важно найти индивидуальный подход. Необходимо ежедневно уделять внимание каждому ребёнку: поправить тетрадку, правильно вложить в кулачок ручку, похвалить за аккуратно выведенную букву… При этом контакт может быть не только словесный. Дети нуждаются в ласке и внимании, и оттолкнуть их никак нельзя, – отмечает Ирина Анатольевна. – Существенный момент – создание коллектива. Каждый раз, когда принимаю первоклассников, ставлю перед собой задачу – помочь детям научиться жить интересами друг друга.

Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому в беседе не могли не затронуть работу учителя в инновационном режиме.

– Наши дети быстро осваивают мобильную связь, компьютеры, Интернет. В школе несколько лет назад ввели предмет «информатика», на уроках которого в третьем и четвёртом классах каждый ребёнок имеет возможность работать с ноутбуком. Выполняет тестовые задания в компьютерном варианте, делает презентации…

Одной из задач образования является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, умения сотрудничать с учителем и сверстниками, правильно оценивать свою деятельность и полученный результат. Приоритетом начального образования является формирование учебных умений и навыков, уровень усвоения которых в значительной мере определяет успешность всего последующего обучения.

– Большую помощь мне оказал учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века». С уверенностью могу сказать: он полностью отвечает требованиям стандартов первого поколения, даёт детям возможность в определённой мере овладеть способами самостоятельного приобретения знаний, коллективной учебной работы. Мои выпускники, которые пошли в пятый класс, научились свободно высказывать своё мнение, отстаивать собственную точку зрения, приобрели навыки работы в паре, группе, научились выполнять задания нетрадиционного творческого характера, умело дают оценку и самооценку, – говорит Ирина Анатольевна. – В данном УМК очень хорошо построена система диагностических исследований, которая помогла мне на протяжении четырёх лет правильно строить дифференцированную работу на уроке.

Ребята получили необходимые навыки, научились самостоятельно добывать знания из разных источников, включая словари, энциклопедии, интернет-ресурсы. Все эти умения пригодились и на кружке «Юный исследователь», где дети занимались исследовательской деятельностью. Два года подряд воспитанники Ирины Анатольевны защищали свои работы на школьном, районном и областном уровнях. В областном креатив-фестивале «Надежда» заняли второе и третье места. В этом учебном году, перейдя в пятый класс, пробуют свои силы в областном конкурсе «Шаг в будущее». Ученики И.А. Толстокузовой демонстрируют свои знания в олимпиадах, показывают неплохие результаты. Имеют победы на школьном и районном уровнях, защищают честь школы в области.

Когда речь заходит о реформировании системы образования в плане взаимодействия семьи и школы, собеседница отмечает:

– Чтобы получить всесторонне развитую и воспитанную личность, необходим триединый компонент, включающий семью, школу и все сферы социума. Большой плюс – семья стала ближе к школе. Создан и эффективно действует управляющий совет. Хорошо, что родители принимают участие не только в организации и проведении мероприятий, но и вникают во все вопросы, связанные с образованием и воспитанием. Приходят на уроки, встречаются с другими родителями, у которых возникают проблемы в обучении ребёнка. Детям, в свою очередь, интересно видеть в стенах школы мам и пап.

О. КОНОВАЛОВА