Строительство первого участка железнодорожной ветки началось в 1936 году силами заключённых и спецпереселенцев (раскулаченных крестьян). Первыми были открыты участки до седьмого километра, немного позднее – до посёлка Лебедёвка. До строительства железной дороги для вывоза леса здесь использовалась дорога-«ледянка» (лес волочили по ледяным желобам).
В послевоенные годы ветка принадлежала Заводоуковскому леспромхозу и называлась Заводоуковской железной дорогой. Велись работы по её продлению на северо-восток, появились посёлки Лесной и Новый Тап (станция была названа – Сосновка, по названию ближайшей деревни). На участке Лесной – Сосновка, по некоторым данным, работал строительно-монтажный поезд Свердловской железной дороги.
Посёлок Новый Тап проектировался и создавался как центр лесозаготовки. После образования Таповского леспромхоза вся ветка перешла в его ведение и стала называться Новотаповской железной дорогой.
Приблизительно с 1987 года перевозки леса по Таповской железной дороге сократились в связи с выработкой лесных массивов и нерентабельностью лесозаготовок. После этого был поставлен вопрос о передаче железной дороги в состав сети министерства путей сообщения, но Свердловская железная дорога отказалась от приёма в свой состав малодеятельного участка. Дальнейшее существование железнодорожной ветки оказалось под вопросом.
В 1992 году прекратилось движение пассажирского поезда. 20 января 1994 года посёлок городского типа Новый Тап получил статус сельского населённого пункта. Тогда на станции Сосновка ещё было эпизодическое грузовое движение – вывозили металлолом и продукцию небольших предприятий, открытых на базе ликвидировавшегося Таповского леспромхоза.
С 1998 года движение на участке 84 километр – Сосновка окончательно прекратилось.