Медиакарта
21:49 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Без табора ромалам трудно

Без табора ромалам трудно
11:49 | 08 апреля 2010
Источник:

Геннадий Виноградов четыре года назад открыл в своем доме школу для цыган

Елена МАЙСЮК (фото автора)

Восьмого апреля – Международный день цыган. В Тюмени аж три цыганские диаспоры – «русские», «крымские» и «молдавские». Последние особенно хорошо известны тюменцам. Их у нас 1700 человек. Я встретилась с руководителем этой диаспоры бароном Геннадием Виноградовым.

– Геннадий Саулович, сложно быть начальником «в своем маленьком государстве»?

– Сложно. Надо, чтобы порядок был. Обычаи следует поддерживать. На первый раз можем замечание сделать, например, если человек пьяный по улице идет. Два раза можно предупредить, а потом человеку выговор на общем собрании делают. Это такой позор! В общем-то, у нас пьянства нет.

– Я слышала, вы для цыган школу открыли в своем доме?

– Это случилось четыре года назад. Надо, чтобы дети учились. Всю жизнь гадать и собирать металл не получится. В обычной школе наши дети учиться не могут: одеты плохо, у родителей зачастую нет денег даже на ручки, тетради. Плюс дома у многих неблагоустроенные: у нас 90% живет за чертой бедности! Кто в обычной школе будет за ними смотреть? А здесь их перед уроками умоют, переобуют, причешут.

Что касается питания… Ребятишек в школе кормить положено, на это средства выделяются, но у нас условий нет. Так мы им каждый месяц эти продукты сухим пайком выдаем, а кушать они все равно бегают домой, все ведь рядом со школой живут. Кстати, последние три года труд учителей оплачивает государство. А тетради, учебники и парты я покупаю за свой счет.

– Кто в вашей школе учит, кто полы моет?

– Учителя у нас русские, с соответствующим образованием. И полы моют тоже русские – потому что школа в моем доме, а цыган к цыгану в дом работать не пойдет, даже за деньги. Это вроде как свободу теряешь. Вот когда отдельная школа будет – там, может, и появятся свои уборщицы.

– Геннадий Саулович, а у вас какое образование?

– Четыре с половиной класса. Я в 23-й школе учился, четыре класса окончил, в пятом женился, школу бросил. А вообще среди взрослых много неграмотных. Когда я школу открывал, многие выказывали сомнение: мол, зачем тебе это надо? Сейчас иногда даже отчаяние берет: закрою! Скажу это на собрании – умоляют не закрывать, все уже оценили, как это хорошо, когда в доме есть грамотный человек. Заявление в соцзащиту написать, например, есть кому. Где-то дети стали учить родителей грамоте, даже такое бывает.

– А на каком языке в вашей школе учат?

– На русском. В Санкт-Петербурге мне рассказали, что собираются делать букварь на цыганском языке, была же у нас своя письменность до войны. Мы в Тюмени на эту тему беседовали с профессором Николаем Фроловым, и он предложил воссоздать письменность образца 1938 года. Сейчас думаем, как это лучше сделать.

– Правда, что у вас больше всего уважают цыган, которые свою родословную далеко знают?

– Правда. Я сам пять поколений знаю, что это за люди были…

– Ваш отец был бароном. Этот титул по наследству передается?

– Нет, это должность выборная, если у барона будет глупый сын – его бароном не выберут.

– А на ком цыган женится? Родители невесту выбирают?

– Да, хотя сейчас иногда спрашивают у молодых. Но они чаще всего не возражают. Ведь в юном возрасте ко всему быстро привыкаешь! Я сам женился в 13 лет.

– Правда, что на еду у цыган должна зарабатывать женщина?

– По обычаю – да. Но сейчас кризис, с деньгами сложно, поэтому зарабатывают все.

– Помните, как заработали первые деньги и на что потратили?

– В детстве мы с друзьями соседу в Зареке помогали перетаскивать навоз на огород и заработали два рубля. Потратили на ириски.

– Как быть, когда кажется, что нет ничего – ни карьеры, ни любви, ни друзей?

– Безвыходных положений не бывает, всегда нужно надеяться на лучшее, быть оптимистом.

– Какой самый возмутительный проступок вам помнится из детства?

– Напился в три года. Допил за кем-то красное вино, граммов 50. Отец тогда сказал: «Что из него вырастет, если он с ранних лет пить начинает?!» Хотя, вообще-то, мы своих детей воспитываем свободно. Вот смотрю на русских, они все запрещают, а потом в 16-18 лет дети начинают все это пробовать, да еще без контроля родителей, и это ужасно. А у нас: попробовали – интерес отпал. А вот когда ты женился – уж тогда, будь добр, не пей, веди себя прилично, все же взрослый человек.

– Что вас раздражает в женщинах?

– Не люблю, когда женщина курит. Хотя среди наших есть курящие, и я пытаюсь с этим бороться. А вот у греков, например, на это смотрят как на распутство.

– У вас есть мечта?

– Хочется, чтобы хоть один из наших учеников получил высшее образование, мне очень юриста не хватает. Надо потихоньку вливаться в цивилизацию, но так, чтобы обычаи не терять…

НА СНИМКЕ: а цыган без лошади – что без крыльев птица.