Медиакарта
21:00 | 18 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Труженики стальной магистрали

Труженики стальной магистрали
12:34 | 05 августа 2011

Ежегодно в первое воскресенье августа по всей России отмечается День железнодорожника. Этот профессиональный праздник был учрежден в России еще в 1896 году и приурочен к дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог. Именно в период его правления были построены первая прогулочная железная дорога в Царское Село и первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы.

В наши дни стальные магистрали связывают большинство городов и поселков нашей страны, а потому железнодорожное сообщение является самым распространенным и востребованным видом транспорта, как пассажирского, так и грузового.

По территории Уватского района так же, как и в других регионах, проходят железнодорожные пути и действуют две крупные станции - Демьянка и Юность Комсомольская, где трудятся люди самых разных профессий. Но сколько бы отраслей ни включала в себя железная дорога, все они объединены одним общим началом - поддержанием работы самого масштабного в стране предприятия - ОАО «Российские железные дороги».

Дежурный - должность ответственная

Дежурная по станции Юность Комсомольская Татьяна Николаевна Захарова трудится на своей должности меньше года, но это не значит, что она новичок среди железнодорожников. Почетной профессией женщина овладела больше 25 лет назад, когда окончила техникум в Новокузнецке.

По всем правилам девушка должна была остаться работать по распределению в родном городе, но, когда получила заветный документ о специальном образовании, сразу же решила уехать туда, где жила ее родная сестра со своей семьей. Так Татьяна оказалась в Туртасе, а точнее, на станции Юность Комсомольская. В начале 80-х годов она работала дежурной на разъездах, которые тогда еще не контролировались диспетчером централизованно, как сейчас. Трудиться приходилось без отдыха и выходных. Потом в семье Захаровых родился ребенок, и Татьяна Николаевна ушла в декретный отпуск, после которого волею судьбы устроила себе довольно длительный перерыв в работе.

А семь лет назад женщина вернулась на железную дорогу. Вначале её приняли начальником станции на разъезд Кармыш, а после того как там построили двухпутную железную дорогу, эту должность упразднили, и Татьяна Николаевна перешла на место дежурной по станции Юность Комсомольская.

«Работа у нас сложная, - рассказывает она. - Во-первых, потому что дежурство длится 12 часов и в течение этого времени мы не имеем права отлучаться из здания. При этом обязаны быть абсолютно внимательны при выполнении своих обязанностей.

Вообще должность моя не такая приметная, как, например, у машинистов, проводников или билетных кассиров. Но то, что мы делаем, очень важно для обеспечения безаварийного прохождения пассажирских и грузовых поездов по станции. Суть работы - пропуск составов, контроль движения, производство маневровых работ, которое регулирую именно я как дежурная. А вот проходящие мимо составы отправляет диспетчер, мы лишь принимаем его распоряжения и передаем их локомотивной бригаде».

Работа дежурного, действительно, очень ответственная, ведь именно этому человеку необходимо следить и за компьютерной программой ГИД, и за пультом-табло, где отображается движение железнодорожного транспорта по станции. Здесь нужно быть сосредоточенной и внимательной - именно такой, как Татьяна Николаевна Захарова.

На РЖД трудится много девушек

Алёна Четкова работает дежурной по переезду на станции Юность Комсомольская три года. В ее ведении - обеспечение без-опасной работы автоматического переезда, чистка путей на прилегающей к нему территории, своевременное реагирование на сообщение дежурного по станции и диспетчера.

Казалось бы, все эти обязанности не такие уж и сложные, но, если узнать работу дежурного получше, непременно удивишься, насколько здесь много требований, указаний, правил, инструктажей, которые каждому работнику необходимо знать наизусть и периодически сдавать в виде экзамена.

Кроме того, дежурный по переезду не только открывает и закрывает шлагбаум, как считают многие, не связанные с железной дорогой. В его обязанности входит ведение подробной документации, где фиксируются все передвижения по переезду - от больших пассажирских и грузовых составов до отдельных локомотивов.

«ОАО «Российские железные дороги» - хоть и транспортное предприятие, и, казалось бы, в основном здесь должны работать мужчины, но девушек у нас очень много, причем в самых разных службах, - рассказывает Алёна. - Так, например, моя должность по большей части женская, хотя чисто физически находиться на дежурстве 12 часов очень непросто. Но мы справляемся!»

Главное - не упустить неисправность

Осмотрщик-ремонтник вагонов Вячеслав Попов встречает каждый состав, останавливающийся на станции Юность Комсомольская. Осуществляя технический осмотр прибывающих и отправляющихся вагонов, Вячеслав при помощи установленных на перегонах температурных датчиков МКТС (модернизированного комплекса технических средств) выявляет имеющиеся неисправности, а затем устраняет их или дает соответствующее задание ремонтным бригадам.

Именно он, как осмотрщик, отвечает за полноту выявления неполадок и за качество ремонта. Вместе со своими коллегами Вячеслав не только работает физически с инструментами в руках, но и фиксирует в специальных журналах как номера поездов, так и имеющиеся неисправности, а также абсолютно все действия, предпринятые для их устранения.

Говоря простыми словами, осмотрщик-ремонтник - это своего рода врач-диагност вагонов, который должен быть очень внимательным и наблюдательным. В этой профессии важно уметь увидеть даже незначительные приметы, сигнализирующие о скрытой неисправности, так как от этого навыка и профессионализма работника зависит безопасность железнодорожного движения и жизни пассажиров.

Наталья НАЗИМКОВА

Фото автора