Медиакарта
11:37 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Каждый день на высоте

Возле конторы ПМС-170 небольшой скверик из молодых берёзок. Аккуратно подбелены стволы, в тени ветвей – скамеечка. Рядом клумба с ярким разноцветьем. Чистота и порядок на территории. Вот только отдыхать и любоваться ландшафтом рабочим некогда: свободного времени летом не остаётся. По Свердловской железной дороге таких путевых машинных станций, как Голышмановская, насчитывается 11. Девять из них, в том числе и наша, занимаются непосредственно ремонтом железнодорожных путей. Как сказал старший прораб базы А.Б. Золотарёв, по объёму выполненных работ ПМС-170 в передовиках. Только в этом году отремонтировано больше пятидесяти километров шпальной решётки. Её, как говорят железнодорожники, «шьют». А в этом деле без женских рук не обойтись. Козловыми кранами в ПМС командуют обаятельные машинистки, настоящие профессионалы: Алёна Матвеева, Ольга Бойко, Оксана Винокурова. Козловой кран – это такая махина, которая передвигается по рельсам на двух высоких стальных ногах. На высоте 12 метров – кабина управления. Взбираются туда по железной лестнице. В течение дня приходится не один десяток раз вверх-вниз курсировать. Однако дамы не жалуются, привыкли, говорят. У Алёны Матвеевой две дочери растут, не раз бывали на производственной базе, наблюдали, как мама работает, удивлялись, какая она у них смелая и ответственная. Ольга Анатольевна Грудева краном управляет восемнадцатый год. Пробовала найти себя в более «земной» профессии: когда-то была фасовщиком в аптеке, в отделе оптики очки продавала.

– Не знаю, как объяснить, но не моё это. Я больше к технике склонность имею. Что касается мужской или женской специальности – сейчас, по-моему, разделения нет. Как сядешь с восьми утра в кабину, так и до вечера. Перекуры, конечно, есть двадцатиминутные, но когда новую решётку собираем, отдыхать совсем некогда. Что за зиму нашьём – мужики летом укладывают.

Шпальная решётка – это тебе не юбка. Технологию Ольга Анатольевна объяснила: сначала раскладывается шпала, материал верхнего строения пути, затем рельсы, всё это монтёры крепят надёжно и готовое «сшитое» изделие весом 25 тонн грузят на платформу. Все операции выполняют с помощью козловых кранов, это вообще незаменимая машина в ПМС. Женщины-крановщицы ни с кем не сравнятся в аккуратности, собранности и внимательности. Чуть где малейшая неисправность, замечают сразу, передают электрикам, которые обслуживают краны.

Чёткость, слаженность и безопасность работы машиниста во многом зависит от профессионализма стропальщиков, они «управляют» грузами, только по их команде действует крановщик. Вместе с Ольгой Анатольевной трудятся Геннадий Токарев и Александр Фёдоров. О напарнице своей мужики отзываются с уважением:

– Опытный специалист, все команды слышит, быстро реагирует. Ещё и нам сверху подсказывает, что делать.

А тем временем крановщица быстро взлетела в свою кабинку, взялась за рычаги управления, и поехал кран по рельсам...

Ирина Шадрина

Фото Павла Ложкина