Медиакарта
17:09 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

"Мам, кинь денег на баланс, я потом объясню..."

"Мам, кинь денег на баланс, я потом объясню..."
14:53 | 09 августа 2011

Технологии обмана абонентов сотовой связи совершенствуются. Пытливые умы едва ли не каждодневно выдумывают очередную схему отъема денег у населения и претворяют ее в жизнь. какой сюрприз они приготовят сегодня – предугадать невозможно, однако, используя достаточно простые меры предосторожности, можно легко оставить их с носом. начнем разоблачать телефонных мошенников.

SMS от «оператора связи»

Типичный пример: «Уважаемый абонент! В связи с перезагрузкой контроллера просим Вас ввести код 10041 * 12345# и вызов. Ваш Utel».

На самом деле: никаких работ, описанных в SMS–со-общении, оператором не производится. Набор указанной комбинации цифр используется для смены пароля в вашем Uка-бинете (ИССА). Действующий пароль абонента меняется на комбинацию символов, предлагаемую мошенниками (в данном случае это 12345). Изменив пароль абонента, злоумышленники заходят под ним в Uкабинет и с помощью услуги «Мобильный перевод» переводят деньги на свои номера телефонов. Не идите на поводу у мошенников.

«Уважаемый абонент! В связи с установкой нового оборудования для обеспечения связи Вам необходимо пройти дополнительную регистрацию в сети. Для этого наберите 1269512658291 * 100# и вызов. Спасибо. Ваш Utel». Никаких работ, о которых говорится в SMS–сообщении, оператором не производится. Набор указанных комбинаций приведет к тому, что с вашего лицевого счета будет списана сумма, в данном случае 100 рублей. Игнорируйте подобные сообщения.

«Ваш номер блокируется.

Подробности по тел. 8-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ (звонок бесплатный). Utel».

В чем же здесь подвох? Абонент звонит по указанному номеру телефона, и мошенники представляются ему как сотрудники сервисно–технического центра оператора Utel (или иной службой оператора). Во время беседы мошенники сообщают абоненту, что из-за сбоя в биллинге (или по другим причинам) оператором «утеряна» информация о состоянии его счета, и предлагают уточнить информацию и выполнить команду *126?1234567891 ? 1500# (может указываться любая другая комбинация цифр, соответствующая сумме перевода). В результате выполнения такой команды с лицевого счета абонента на номер телефона мошенника (в данном случае это номер 8— 1234567891) осуществляется перевод в сумме 1500 рублей. Часто мошенники маскируют свой номер телефона, разбивая его на группы по несколько цифр. Они это делают для того, чтобы абонент не догадался о том, что переводит деньги на другой номер телефона.

Вот пример такого разговора, где в роли «доверчивого абонента» выступали сотрудники правоохранительных органов.

  • Техническое отделение связи компании “Билайн”, здравствуйте.

  • Здравствуйте. А не подскажете: мне тут SMS-ка пришла, что номер заблокирован будет. Контактный телефон указан.

  • Связано это с тем, что в компании “Билайн” произошел сбой сотовой системы. Идет смена технического оборудования.

А дальше вежливый собеседник просит проверить баланс. Но делается это только для того, чтобы выяснить, сколько денег можно украсть у абонента.

«Действуют так злоумышленники, которые находятся в исправительно-трудовых учреждениях. Не секрет, что в камерах у некоторых имеются сотовые телефоны. И для того чтобы пополнять баланс этого телефона, люди, которые находятся на зоне, придумывают различные способы обмана», -рассказывает Ирина Зубарева, руководитель пресс-службы управления ‘’К’’ МВД РФ.

  • А вопрос можно задать?

  • Да, слушаю вас.

  • А за что сидишь?

  • За разбой.

  • Понятно. А где сидишь?

  • На Урале.

Поняв, что его рассекретили, молодой человек объясняет систему, каким образом ворует с чужого счета деньги: «Я тебе отправляю SMS-ку. Специально написанную SMS-ку, по которой определенная сумма списывается. Говорю тебе номер, на который нужно отправить это сообщение. Ты отправляешь его на этот номер. Потом единицу отправляешь. Также код подтверждения вводишь, и все - деньги списываются у тебя со счета».

Мошенники используют существующую услугу «мобильный платеж». Для удобства абонента компании сотовой связи сделали так, что деньги можно перекидывать с одного счета на другой, а также покупать билеты в кино или оплачивать коммунальные платежи. Для абонента, конечно, удобно. И для мошенников, как оказалось, тоже. «Когда клиенты потом обращаются в абонентскую службу сотового оператора, к сожалению, оператор не может возместить эти деньги, потому что абонент сам их перевел на другой счет», - поясняет Анна Самохвалова, начальник отдела корпоративной ответственности компании ‘’Вымпелком’’.

Видов мобильных мошенничеств много. Это и SMS-просьбы о пополнении счета якобы от родных: «Мам, кинь денег на баланс, я потом объясню …»; «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер недоступен, положи на него определенную сумму и перезвони». И ошибочный перевод средств: «Одну цифру в номере телефона перепутали. Положили вам триста рублей. Пожалуйста, верните, тоже положив деньги на наш номер». Даже могут подкрепить утверждение SMS-кой о якобы зачислении средств. И любителей «халявы» ждут, конечно же, всевозможные призы. «Позвони на этот номер и получи на свой счет 3$». Звонят. Иногда даже действительно получают искомые 3$. Правда, сам звонок обходится в 5-10$.

SMS-мошенничеству не уступает и другой вид телефонного обмана – звонки. Подробнее об этом читайте в следующем номере газеты.

Подготовил О. Раевский