Медиакарта
19:50 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Спортсмен-универсал из Винзилей

Спортсмен-универсал из Винзилей
11:49 | 15 августа 2011
Источник:

Владимир ПОРОТНИКОВ

Человек с заиндевевшими усами и бородой, изображенный на огромном, почти на четверть полосы, снимке в январском выпуске одной из республиканских газет, напомнил мне знаменитого полярного исследователя, покорителя Южного полюса Рауля Амундсена, портрет которого я очень давно, еще в детстве, видел в книге об истории географических открытий.

Вот если бы не лыжная шапочка, свитер с «молнией» да не вымпел с отчетливо читаемой надписью: «Рождественский полумарафон-2011. Омск»… Да это же Виктор Новиков! Спортсмен-универсал, который наверняка знаком даже людям, далеким от спорта.

Из текста под снимком явствовало, что состязания эти проводятся уже в двадцатый раз и что в нынешнем приняли участие 565 бегунов из России, США, Германии, Франции, Великобритании, Венгрии и Казахстана.

При температуре минус 30 градусов «настоящие поклонники экстрима преодолели расстояние в 21 километр, менее подготовленные бежали семь километров». Чтобы не обморозиться, мазали лица гусиным жиром, надевали специальные шапочки и защитные маски, как у полярников, заклеивали нос лейкопластырем. «И пришли к финишу почти без осложнений», – простодушно резюмирует безвестный автор.

Все вроде бы верно, вот только характеристика «менее подготовленные» кажется не совсем уместной. Ничего себе! Бывает, даже по-зимнему одетый и в 15-градусный мороз кутаешься в воротник, стоя на остановке в ожидании автобуса, а тут – вдвое более низкая температура, да еще и бежать надо, причем вовсе не «стометровку». Нет, каждого из участников подобных пробегов безусловно можно назвать экстремалом.

Виктор Новиков, 64-летний уроженец Боровского, живет в Винзилях. До ухода на заслуженный отдых работал ведущим конструктором завода силикатных изделий, куда попал по окончании Тюменского индустриального института. Еще будучи студентом, активно занимался боксом и играл в футбол. В 1981 году попробовал себя в полиатлоне, с 1990-го увлекся триатлоном (включающим езду на велосипеде, плавание и кросс), зимним плаванием и марафонским бегом. В активе Новикова участие в таких престижных соревнованиях, как Московский международный марафон мира, несчетное количество раз преодолевал он дистанцию 42 километра 195 метров в Омске, Тобольске и Тюмени. Позднее – согласитесь, возраст сказывается – перешел на полумарафон.

И все это – без отрыва от сельских спартакиад, где его коньком неизменно были полиатлон или многоборье ГТО. Сколько дипломов, вымпелов, медалей, жетонов завоевал Виктор за долгие годы выступлений на областных сельских спортивных играх, подсчитать почти невозможно.

Что касается зимнего плавания, то «моржом» он был, кажется, всю свою сознательную жизнь. Начинал с ежедневного обливания холодной водой. Дальше – больше: найдя единомышленников из тюменского клуба «Кристалл», стал регулярно, раз в неделю, купаться с ними в проруби. В разных странах, кстати, «моржей» называют по-своему. В Финляндии, к примеру, это «выдры», «нерпы» и «тюлени», в Северной Америке – «белые медведи». Все, как видите, существа хладостойкие, морозоустойчивые.

А насчет триатлона вспомнился такой эпизод: однажды Новиков приехал в Каскару, где проходила очередная районная спартакиада сельских спортсменов, поболеть за своих земляков (состязания по полиатлону, в которых он участвовал, состоялись чуть раньше). Фишка в том, что приехал он… ну конечно же, не на автобусе – на велосипеде! Прикиньте, сколько приблизительно километров от Винзилей до Каскары… То-то же!

Как-то раз он пришел в редакцию с толстым альбомом фотографий. С первого взгляда на них было ясно, что у Новикова еще и особое, свойственное далеко не каждому видение окружающего: особо впечатляющи были его изумительные по красоте пейзажи – деревья, лодки в тихой заводи, ручей, серебрящийся в лучах солнца.. Так спортсмен-экстремал Новиков открылся в совершенно ином, неожиданном ракурсе.

Некогда Сергей Русанов, ныне известный фотомастер, сравнил Виктора с писателем-деревенщиком. Действительно, модные в те годы Борис Можаев, Василий Белов, Владимир Крупин очень были похожи не только приверженностью к жанру, но и внешне: все усатые-бородатые… Возможно, Сергей имел в виду не только это?

У Новикова голубого цвета глаза, поэтому сейчас, когда волосы его изрядно посеребрила седина, он еще больше стал похож на средневекового викинга, чьим потомком, кстати, был вышеупомянутый Амундсен. Не там ли, в суровой Лапландии, корни далеких предков Виктора? Не оттуда ли северная закалка, помогающая противостоять жестоким холодам?

Открою маленький секрет: фотокорреспонденты, прибывающие на какие-либо соревнования, где предполагается его участие, первым делом интересуются: приехал ли Новиков? И, услышав утвердительный ответ, спешат на его поиски в предвкушении удачного снимка. Впрочем, поиски эти не бывают долгими: если уж Новиков действительно присутствует, на его колоритную внешность не сможет обратить внимание разве что слепой.

Безусловно, Новикова можно назвать местной достопримечательностью, своего рода уникумом, доводилось даже слышать, как его сравнивали со знаменитым Порфирием Ивановым. Честно говоря, не знаю, как сам Виктор относится к знаменитому старцу, является ли он последователем его учения, но когда наблюдаешь за ним, пробующим лыжню в одних лишь спортивных трусах…

Что еще добавить к портрету нашего героя? Что не курит и не пьет – это естественно. В еде особых изысков нет: любит пельмени, картошку. Ближе к соревнованиям предпочитает овсяную кашу.

А еще одна моя коллега как-то сказала после встречи с Виктором: «По-моему, он очень хороший человек. Добрый… Глаза выдают, а они, как известно, зеркало души…».