Медиакарта
16:03 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Культурное наследие – с молотка

Культурное наследие – с молотка
12:46 | 17 августа 2011
Источник:

Уже не первый год длится скандал вокруг памятника архитектуры Спасской церкви в Тюмени. Поговаривают, что на землю под храмом и постройками на прилегающей территории положили глаз собственники крупнейшей в мире сети отелей. И на месте сгоревшего в мае 2010 года Дома причта Спасской церкви планируют возвести высотное здание шикарной гостиницы.

О том, возможно ли строительство современных зданий на земле, где расположились памятники архитектуры прошлых столетий, и о других проблемах культурного наследия Тюмени наш разговор с председателем комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области Игорем КОЗЛОВЫМ.

Модная старина

— Игорь Анатольевич, при каких обстоятельствах возможен перенос памятника архитектуры с одного места на другое?

— Возможен в результате серьезных согласований. Вообще не исключаю вариант создания исторического квартала в нашем городе. Многие памятники потерялись среди высоток и чувствуют себя не очень уютно. Помещенные в одну историческую среду, они останутся островком нашей архитектурной истории, которая будет сохранена для наших потомков.

— А продажа и аренда памятников, которые находятся под охраной государства…

— Мое мнение такое: лучше отдавать памятники в пользование или собственность частным лицам, организациям, которые смогут достойно их содержать. Важно знать, что и после продажи памятник остается под охраной государства. Это значит, что для владельца или собственника существует ряд обременений.

С нами должно быть заключено охранное обязательство, в котором прописаны мероприятия по его сохранности. Это очень важный документ, в котором обозначено, что нужно охранять: например, резьбу, или элементы фасада. За памятником закрепляется участок земли. Если он пострадает, то ответственность полностью лежит на собственнике. Его должны будут восстановить. Хотя будущий собственник приспосабливает его под свои нужды, мы согласуем и этот момент.

— Существует ли спрос на памятники?

— Вообще, да. Многие организации считают престижным такое приобретение и с удовольствием там располагаются. По поводу стоимости скажу, что она отличается.

Заложники ситуации

— А какое сооружение попадает под определение «памятника культурного наследия»?

— Критериев много. Ну, во-первых, памятнику должно быть не менее сорока лет. Это могут быть не только здания, но и культовые сооружения, объекты археологии, единичные и братские захоронения, надгробия.

— Можно ли сказать, что все памятники уже выявлены, учтены комитетом и находятся под охраной государства?

— Этот процесс не прекращается по сей день. Область большая, поэтому обнаруживаем интересные сооружения и в сельской местности.

Время неумолимо идет вперед. Памятниками архитектуры могут стать здания 50-х годов прошлого века. Скоро Кукольный театр и Дворец пионеров будут причислены к этому списку. Когда-нибудь станет историческим наследием и наш новый ЗАГС (смеется).

— Насколько серьезна процедура регистрации здания в качестве памятника культурного наследия?

— Объект, обладающий признаками памятника, регистрируется в разряде выявленных, мы оформляем на него документы, затем отправляем в министерство культуры для решения вопроса о включении его в реестр объектов культурного значения.

— В некоторых памятниках архитектуры живут люди, и дома эти настолько изношены, что не жизнь там, а сплошное мучение. Каков на ваш взгляд, самый безболезненный выход из ситуации, как для памятника, так и для жильцов?

— Да, живут и, в основном, мучаются. Таких многоквартирных домов у нас в Тюмени 15. Проблем, связанных с этим вопросом, к сожалению, очень много. Часто такие дома по всем признакам подходят под определение «ветхого жилья». Но это памятник, который не может быть снесен. Реставрировать такое сооружение гораздо дороже, чем обыкновенную постройку. Реставрация четырехквартирного дома по улице Дзержинского, например, стоит порядка тридцати миллионов рублей. При этом – все «удобства» так и останутся на улице.

В каждом случае необходим индивидуальный подход. Один из выходов — расселение жильцов и вывод здания из разряда жилого дома. Канализацию в такие дома провести или невозможно или очень дорого. Нужно выкупать у людей эти квартиры, предоставляя достойный вариант жилья. Эту идею поддержал мэр Тюмени Александр Моор и областные власти. Правда, процесс расселения может быть «долгоиграющим». Кто-то не захочет по каким-либо причинам сразу покинуть насиженное место, кто-то не согласится с предложенным вариантом.

Вообще, деревянный памятник сам по себе – очень затратный, его нужно постоянно поддерживать в надлежащем виде, каждые 2-4 года проводить ремонтные работы. Но исторически так сложилось, что нам досталось, помимо каменного, и «деревянное» наследие.

Юлия ЗЕЛЕНСКАЯ

Фото автора

Комментарий:

Новик Александр Сергеевич, руководитель тюменского отделения Союза художников России»:

«Когда я был в Суздали, обратил внимание на место, где собрали воедино памятники архитектурного зодчества. Считаю, что в Тюмени такую улицу надо было сделать уже давно. Ведь деревянная архитектура нашего края очень интересна. К сожалению, многое утрачено. Листая альбом по деревянному зодчеству, выпущенному в 80-е годы, обнаруживаю много несоответствий с сегодняшним днем. Считаю необходимым, чтобы большая часть памятников сохранилась для потомков. Это наша история, которой мы гордимся!».

Справка «АИФ»:

На территории области находится 4 исторических города (Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск), где сосредоточено более 80% памятников градостроительства и архитектуры.

Всего на территории Тюменской области учитывается 1804 объектов культурного наследия.