Восемнадцатого марта у моей любимой сестрёнки Любы, Любови Петровны Куликовой (Глухих), директора Черноковской средней школы, большое событие – 55-летний юбилей. Праздник, когда человеку говорят хорошие слова, дарят подарки, вручают заслуженные награды. Юбилей – это всегда подведение каких-то итогов, оценка пройденного пути, биографические этапы. И я хочу немного рассказать о том, кто она и откуда, наша дорогая именинница.
Родилась она в посёлке Курья. У нас была большая семья. Люба в ребячьей лесенке третья. Жили мы небогато. Отец, Пётр Фёдорович Глухих, участковый уполномоченный РОВД, получал 360 рублей (после реформы 1961 года – 36), а мама, Фёкла Михайловна, школьная уборщица, и того меньше. Между тем мы совсем не ощущали, что хуже кого-то одеты или плохо питаемся. Школьная форма уравнивала всех. А стол наш разнообразило то, что держали своё хозяйство, садили большой огород, запасались на зиму ягодами, грибами. Река кормила рыбой. Всех нас с детства приучали к труду. Полив и прополка грядок – это было нашей обязанностью. Когда ставили сено, мы ходили грести, копнить, а косили сами родители, как и все вокруг нас, вручную.
От родителей всем нам передалась любовь к красоте и порядку. Особенно отец не терпел ни в чём неряшливости. Поленницы, сложенные им, стояли как по струнке. Грядки для огородной мелочи он тоже делал собственными руками, выравнивая их по линеечке.
На Гале и Любе была уборка дома: одна мыла посуду, другая – полы до блеска. Как-то так сложилось, что я больше всех была привязана к Любе или, может, наоборот, – она ко мне. Вот, допустим, что-нибудь шью, она тут же пристроится, наблюдает, как из выкроенных деталей получается юбка, блузка и другие нужные вещи для всей нашей ребячьей когорты, чаще всего смастряченные из б/у. А когда и доверишь ей прострочить какой-нибудь шов или что-то разгладить аккуратненько утюгом. И мало-помалу она стала вникать в портновское ремесло, стала шить на себя.
Освоила и вязание – крючком и на спицах, что потом, особенно в студенческую пору, так её выручало. Шапки, шарфики, рукавички, свитера, пуловеры – все не с купли, своё.
Наряжоха же она была ещё та. Помню, как пошли короткие юбки, и она явилась в такой в посёлок, на двадцать сантиметров выше колен. Какой это был фурор. Через неделю-другую в подобных нарядах, сшитых Любой на маминой машинке, щеголяли уже трое или четверо её школьных подружек. Правда, не без косых взглядов бабушек. Предметом её гордости были и моднейшие импортные босоножки на высоченной платформе, за которые пришлось выложить две «летних» стипендии. Зато в этих «вездеходах» проходила она несколько сезонов, вплоть до самого выпуска.
С Любой у меня связано много интересных моментов. Когда я окончила Тобольский пединститут, филологический факультет (а перед этим было педучилище и два года работы), она перешла в 7 класс. И вот, с согласия родителей, я надумала взять её к месту своего распределения, в Упоровский район, село Коркино. Мы там прожили одну зиму. А когда приехали на каникулы домой, мой бывший учитель и бывший директор Курьинской школы Ф.Г. Фомин, переведённый директором в Ивановскую школу-интернат, пригласил меня туда. И я снова взяла с собой Любу. Учиться ей пришлось в школе соседнего посёлка – Зверосовхоза, поскольку в интернат «посторонних» не брали. Но путь до той школы от Ивановского недалёк, только в гору подняться. И моей спортивной сестрёнке это труда не составляло.
Жили мы с ней в коммунальном деревянном доме на четыре квартиры. Безо всяких удобств. Кололи дрова, носили воду с колонки, гребли снег. И чаще всего это делала моя усердная и безотказная помощница. Придёшь, бывало, с работы, уж и печка истоплена, вода напасена, в кухне пахнет чем-нибудь вкусным. Поедим и садимся – одна за планы, другая за уроки. Училась она охотно и легко. Любимым предметом была география. К занимательной этой науке старалась приобщить и меня. Спрашивала, например: «Знаешь про карту Стефана Борджио?». - «Нет». - «А вот слушай, что это за удивительная карта…». Или: «Какую книгу можно назвать первой книгой по истории и географии Руси?», или «Кого прозвали вторым Колумбом?..»
«Ходили» мы за три моря с Афанасием Никитиным и к острову Новая Гвинея с Миклухо-Маклаем и с популярными исследователями к Северному полюсу…
Соответственно своим интересам выбрала она и высшее учебное заведение. Поступила в Тюменский государственный университет, поскольку ближе, в Тобольском пединституте, географического факультета не было.
В этот институт, кстати, поступала сестра Галя. Но после первого курса бросила. Надоело тянуться на одну стипендию, ведь родители много помочь не могли. Ушла в продавцы.
А по учительской стезе пошла еще сестра Аля, которая работает ныне в Верхне-Филатовоской школе, что неподалеку от Тобольска.
Люба, кстати, доучивалась в Курье. Сюда же вскоре вернулась и я с ребенком.
Студенческие годы – это лучшие годы каждого. Для 60-70-х годов, когда училась я сама, а потом Люба, они характерны тем, что в молодежной среде, как и во всем обществе, царил высокий уровень духовности. Походы в кино, в драмтеатр, на каток, встречи с интересными людьми – артистами, прозаиками, поэтами, что приезжали в Тюмень, Тобольск и другие сибирские города, спортивные увлечения, художественная самодеятельность, смотры - все это было в круге и Любиных интересов. Помню ее в ту пору, такую уверенную, удивительно похорошевшую, просто сияющую от счастья…
Но вот и диплом получен, надо начинать трудовую жизнь. Свой первый учительский сентябрь встретила наша Любовь Петровна в красивом старинном селе Чёрное, которое она полюбила с первого взгляда и которое стало ее судьбой. Здесь она вышла замуж, вырастила своих детей, двух сыновей.
Мы по-прежнему очень дружны, хотя не сказать, что часто встречаемся: все же разные концы района. Да и не так-то просто учителю, а тем более директору школы, вырваться из круга повседневных забот. А одинокому сельскому пенсионеру, каким я являюсь, сложно оторваться от своего угла даже на несколько дней. Зимой – печи, летом – огород. Но перезваниваемся мы постоянно. Нам, двум учителям, есть о чем поговорить. Школа – самая волнующая тема. Немало в ней, сегодняшней, проблем. В российском образовании изменилось очень многое. Идет поиск новых подходов к обучению и воспитанию. Меняются наши представления о мире и сам мир. Но, как и раньше, учителя должны отличать высокая эрудиция, любовь к детям и преданность своему делу.
И я рада, что эти заповеди остаются для моей сестры Любови Петровны Куликовой, педагога с 33-летним стажем, незыблемыми. Да и как директор она, смею сказать, болеет прежде всего за дело, а не за свой престиж.
В этот юбилейный праздник я говорю моей дорогой имениннице:
Такие прекрасные люди, как ты,
Встречаются в жизни не часто.
Хочу пожелать тебе много любви,
Здоровья, удачи и счастья.
Нина ЗАХАРОВА
п. Курья
На снимке: Любовь Петровна Куликова (вторая слева) на крыльце родной школы.